Еще в детстве мне расказывали историю про нашего предка Газда вот так и она есть в интернете:
В 17 веке галгаевцы воевали с
кабардинцами. Поэтому кто-то среди
галгаевцев предложил «избрать над
галгаевцами правителя (князя)»,
который создаст властные структуры и
поведет народ против врага.
Для этого созвали Совет Старейшин.
На пост в «князи галгаевцев»
выдвинули Газда – предводителя
одного анти-кабардинского отряда.
Командир Газд пришел на Совет,
одетый в белую черкеску, которую
вместо серебреного пояса обвязал
веревкой. Изумленные старейшины
спросили у Газда, почему он обвязал
черкеску веревкой. Газд ответил:
«правитель будет идти галгаевскому
народу также, как эта веревка идет к
белой черкеске».
Исходя из такого мудрого ответа,
Совет Старейшин решил отныне и на
вечные времена, что над галгаевцами
«нельзя ставить
правителя» (поскольку это приведет к
Вечной войне между властьимущими и
остальными).
Но сейчас я узнал вторую версию которая описанна в книге Яковлева:
В те же времена жил один ингуш, по имени Ивизды Газд, который известен был своей мудростью и богатством. Он не был воинственным человеком и славился гостеприимством. „Чаша Газда“, из которой он угощал своих гостей, вошла даже в пословицу у ингушей: она была так велика, что три человека с трудом поднимали ее. Этот Газд один не явился на всенародное собрание, и за ним, как за именитым человеком, послали галгай вестника. Но Газд наотрез отказался явиться и сидел дома два дня, пока шло совещание. На третий день он узнал, что собравшиеся готовятся метать жребий, кому быть князем на Ингушии, и готовят всего четыре жребия: для „отца“ Трех Селений, для „отца“ Беркимхоевых, для Евлоевых и для Ферта-Шоулы, Тогда Ивизды Газд стал собираться в дорогу.
На себя надел он шелковый халат, оседлал лучшего коня, взял отделанную золотом шашку. Свою роскошную шелковую одежду опоясал он грязным вьючным ремнем, которым увязывается груз на спине осла. В таком виде явился он на собрание, где сошлась вся страна галгаев. После того, как он приветствовал собравшихся, пожелав им здоровья, его вывели на середину круга и стали спрашивать: „Скажи, почему не являлся ты эти три дня на собрание? Ведь, мы несколько раз посылали за тобой!“ „А что мог бы я сделать, если бы и пришел?“ отвечал Газд. „Почему ты на коне, почему надел шелковые одежды, почему привесил к поясу отделанную золотом шашку и почему опоясался грязным ослиным ремнем?“
„Не идет разве мне этот грязный ремень?“ спросил Газд. „Как может итти ослиный ремень к шелковой одежде?“ отвечали собравшиеся. „Клянусь моим отцом“, воскликнул Газд: „как ослиный ремень — к шелковым одеждам, так князь и раб не идет к ингушам!“ Тогда все собравшиеся единодушно постановили: „Пусть вырастет негодное потомство у того, кто отныне предложит поставить над нами князя“. И разошлись собравшиеся со словами: „У кого есть рабы, пусть сейчас же отпустит их на волю“.
Еще такую версию я нашол в интернете, в принципе это и есть версия из книги Яковлева:
В ингушском фольклоре эта тема разработана достаточно выразительно, что отражено, например, в исключительно популярном предании "Ивизды Газд". Оно гласит, что "отцы" (т.е. старшины) трех галгаевских селений в горной Ассинской котловине однажды задумались: "Сколько ни живет на свете людей – у всех есть князья. Не лучше ли и нам поставить над собой князя?" Предание не скрывает, что "каждый из отцов в сердце своем мечтал сделаться князем". Тогда собрали они всех галгаев. "Три дня и три ночи продолжалось их совещание", в итоге которого собравшиеся уже готовились "метать жребий, кому быть князем на Ингушетии". Ход событий решительно сломал весьма уважаемый среди ингушей Ивизды Газд, явившийся на сход прямо к моменту "выбора" в роскошной одежде, с отделанной золотом шашкой, ведя за собой богато оседланного коня, но приехал он на осле, будучи опоясанным грязным вьючным ремнем. Потрясенное собрание вопрошало: "Почему ты надел шелковые одежды, почему одел на пояс отделанную золотом шашку и почему опоясался грязным ослиным ремнем?". Газд воскликнул: "Клянусь моим отцом! Как ослиный ремень к моему облачению, так князь и раб не идет ингушам!" Собравшиеся одумались и единодушно постановили: "Пусть вырастет негодное потомство у того, кто отныне предложит поставить над ними князя". И разошлись со словами: "У кого есть рабы, пусть сейчас же отпустят их на волю".
Отредактировано Газд (2016-06-03 16:01:16)