쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дзурдзуки

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Руслан Албаков-Мяршхи.  https://myarshkhee.livejournal.com/

Дзурдзукети (Дурдзукия) — племенное образование ингушей и орстхойцев на территории, современных горной и предгорной территории Ингушетии и западной Чечни.
Наименование Дзурдзук или Дурзук по одной из версий является искаженное произношение грузинами ингушского предания о Дардза къуньгиш(Сыновья вьюги). Так же существует версия говорящяя о том что Дзурдзук был историческим лицом, пришедшим в Джейраховское ущелье через Грузию из страны в средневековье именуемой Шаме (Сирия — арабск.) однако самые ранние упоминания о нём датируются VI—V веками до н. э. в период когда данную территорию населяло племя урартов.

Известно что арабские географы IX—X в. именовали страну «Дурзук» а Ассинское ущелье именовали Баб-Сул (Баб-Сур). К югу и западу располагалась Цанария (Цанарию основывали нахоязычные племена такие как: хевсуры, мохевцы, пшавы, двалы (По приданиям осетин, на территории осетии существовал народ Царциаты, однако их не стало после эпидемии чумы. Царциаты оставили после себя каменные могильники и крепости, как говорится в их преданиях, которые впоследствии заняли, ныне живущие осетины. Скорее всего под царциатами понимались двалы кои в свою очередь в ходили в состав Цанарии)(Вахушти Багратиони относит, зпадный берег реки Терек(Ломеки) к территории Двалетии). Изначально, будучи нахскими народами, они были огрузинены примерно в V—VIII века н. э.). К северу располагалось кочевой, конгломерат разнородных племен, носивших общее название «Аланы», к востоку же располагалась Дидойская конфедерация союзов сельских общин чеченцев, тушин, цезов и иных западно дагестанских народностей.

Столицы как таковой не было, страной управлял совет старейшин Мехк-кхел. Совет собирался в Таргимской котловине а позднее у храма Тхоба-Ерды. Страна делилась на вьары (общества) которые состояли из нескольких тейпов. У каждого вьара также имелся свой совет старейшин.

Во второй половине VIII в. н. э. «Не в силах оказались Таргамосианы противостоять хазарам, ибо было их бесчисленное множество.» после чего, Дзурдзуки в том числе, становятся данниками хазар. Однако уже в IX—X в. после падения Хазарского каганата, на территории центральной части Северного Кавказа выходит на политическую арену, уже государственное, конфедеративное образование «Алания», как союз кочевников алан и горцев, земледельцев вейнахов: дзурдзуков, двальцев и дигоров, последних 2-х именуемых на то время овсами. Позднее к союзу присоединяются абазины и тюркский элемент.

«В первый же свой поход хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли. Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети, что была частью [удела] Кавкаса.» Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей. Нашествие Хазар. В данном случае подразумевается, что кавкасиане коими также являются дзурдзуки, (об этом мы узнаем из другой текста Мровели, Житие «Фарнаваза Картлосиана, что был первым царем Картли»: «Тогда же Саурмаг привел с собой всех дурдзуков — половину рода Кавкасианов. Некоторых из них сделал родовитыми, остальных посадил в Мтиулети, от Дидоети до Эгриси, которая есть Суанети, и овладел он всеми ими — роднёю матери своей — надежно…») отныне стали подданными Уобоса.

Ещё в X в. арабский историк, географ и путешественник Ал-Масуди упоминал в своём сочинении «Мурудж аз-захаб»(«Золотые истоки») упоминает столицу Алании, город Магас (упоминание датируется 332 г Хиджры то есть 943 г. н. э.) однако ничего не говорит от его местоположении. Однако арабский автор X в. Ибн Руста пишет: «Ты выходиш налево (на запад) от царства Сарир и пройдя три дня пути среди гор и лугов, прибываеш в царство Ал-лан». Далее Ибн Руста пишет: «Затем ты проходиш расстояние в десять дней пути (от Магаса) среди рек и лесов и достигаеш замка „Ворота Аланов“(Баб-Алан)» что соответствует расположению Нижне-Архызкому городищю, кое является самым крупным на западе Алании, где так же расположены несколько аланских православных храмов. Ибн Руста так же отмечает что, замок «Ворота Алан», который находится на вершине горы, охраняют 1000 войнов из её жителей. По этому не верно отождествять Аланские ворота с дарьяльским Ущельем так как в нём не имелось крепостей вовсе или хотя бы крупного поселения. Ала-ад-Дин Джувени (История завоевателя мира) в рассказе о взятии монголами Магаса в 1239 г. говорится что окрестности Магаса покрыты болотами и густым лесом. Джувейни повествует что при взятии Магаса монголами было убито 270 тысяч человек, завоеватели «оставили от этого города только имя его». В китайской хронике «Юань-ши» об осаде монголами Магаса (в хронике — Ме-цио-сы) рассказывается: «Город, благодоря своей неприступности, долго не сдавался» и «Си-ли-цянь-бу» с 11 готовыми умереть храбрецами взобрался по осадным лестницам;вперед же поставил 11 пленников. Они громко закречали: «Город пал». За ними полезли, как муравьи, один за другим все остальные войны и город взяли". В хронике говорится что монголы в "(в год свиньи), 1238 г. зимою в 11 месяце дошли до города «Ме-цио-сы», и в 1239 г. в 1 месяце город был взят и разрушен. Единственно подходящим местом для расположения Магаса можно назвать систему городищ района Яндаре-Гази Юрт-Экажево-Али Юрт-Сурхахи, расположеные в Назрановском р-не р. Ингушетия. Скорее всего проживавшими на равнине и входившими в состав Алании были Арштхой ("Орстхой"-в переводе с ингушского, жители равнины и название одного из ингушских обществ) в то время как Галгай были ядром государства Дзурдзуков.

Из русских летописей мы узнаем о существовании ещё одного аланского города Тетяков или Дедяков, близи которого находится торг (торговый путь).

Дадаков упоминается в русских летописях во 2 половине XIII в. по середину XIV в. а именно с 2 событиями:

1) В 1277—1278 гг. востании местных жителей и участием в его разорении русских князей со своими дружинами в составе монгольского войска. Востание, скорее всего, было связано с налоговым гнетом, после проведеной перепеси населения в 1254 г. Выступившим против города был хан Менгу-Тимур, по его приказу так же выступили русские князья со своими дружинами. По сообщению симеоновской летописи, Дадаков был взят и сожжен 8 февраля 1278 г. по сообщению летописца монголы и русские князья «полон богатства много взяша, а иных смерти придаша, а град их сжгоша».

2) Убийстве под Дадаковым 22 ноября 1318 г. князя Михаила Тверского, через месяц после суда хана Золотой Орды Узбека, людьми Юрия Даниловича и Кавгадыя, сторонника московского князя из татар. С этим событием и даются географические ориентиры местонахождения Дадакова. «Повесть о Михаиле Тверском», написаная в 1319-20г. свидетелем описаных событий, сообщяет:"Бывшю же блаженному князю Михаилу в неизреченном том терпении, в такои тяготе 26 днеи за рекою Теркомъ(р. Терек), на реце на Севенци(р. Сунжа), под городом Тютяковым, минувши горы высокыа Ясскыя(Сунженский хребет), Черкаськыя(Терский хребет), близ Врат Железных(Дарьяльское ущ.)".  В Симеоновской летописи упоминается река Ная:"Того же лета убил царь Озбяк в орде великого князя Михаила Ярославовича Тферского, на реце Наи у города Дедяков, и привезоша его из Орды в Москву". В Никоновской летописи говорится: Михаил «пребысти в тои нужи двадесяти и шести днеи за рекою Теркою. Под великими горами Яскими и Черкаскими, we града Титякова, у града Титякова, на реце Сивенце, близъ Врат Железных, у болвана медяного златыя главы, у Темиревы, у богатыревы могилы(св. Борга-Каш)». Те же ориентиры даются и в воскресенской летописи:"за рекою Терком на реке Севенце, под городом под Тетяковым, минувши горы высокия, яския и черкаская, близь ворот Железных". В «Повести о Михаиле Тверском» указывается ещё один весьма важный ориентир. Когда бояре возвращялись с телом убитого князя в Тверь, на пути их ханской ставки из под Дадакова в Маджары, находившегося на «На левом берегу р. Кумы при впадении в нее р. Буйволицы», они перешли речку «Адьжь, зовущаяся Горечь, горькой она и была братья.».

К вопросу о топонимике стоит добавить что;

1) «Вратами Железными» в средневековых летописях именовались не только врата Дербендски но все контрольно пропускные пункты находившиеся в глубине большого Кавказкого хребта.

2) В. Б. Виноградов отождествляет речку Аджь(Горькую реку) с рекой Ачалуки протекающей по территории Малгобекского р- на Ингушетии. «Поиски в этом районе привели меня к речке Ачалук, протекающей в 10-12 километрах к северо-западу от Борга-Каш. Ачалук несколько видоизмененой тюрское слово „Аджалык“(или „Аччалык“), означающее „горечь“, „горький“ (горькая река). Название дано верно… В Ачалук впадают горькие минеральные источники, целебная вода которых широко известна в Чечено-Ингушетии».

3) «Темирева богатырева могила» Никоновской летописи, по мнению В. Б. Виноградова, внесеный в летопись редактором XVI в. соответствует мавзолей Борга-Каш у с. Плиево построеный в 1405—1406 гг. Именно здесь, по мнению Виноградова, на левобережье р. Сунжи, разбивали не раз свои ставки ордынские ханы. «Погребальные мавзолеи строили не на случайном месте. И если на берегу Сунжи поднялась гробница ордынского владетеля, то для этого должны быть веские основания, среди них главное — здесь был традиционный район татарских кочевий, где неоднократно разбивали свои шатры и сам Бексултан и его сановные предки. Археолог Т. М. Мунчаев, обследовав пойму Сунжи, зафексировал тут несколько золотоордынских стоянок. Местный фольклер тсчательно изученый профессором Л. П. Семеновым и М. М. Базоркиным, дал основания для вывода: резиденция монголо-татар одно время распологалась на левобережье Сунжи, именно там, где стоит Борга-Каш.»

Однако до и после этих событий о городе ничего не говорится. Не упоминается он и в монгольских источниках периода завоеваний. Что не даёт датировать город ранее XIII века и позднее XIV веков. К последнему веку существования города, относится нашествие хромого Тимура.

В 1395 году состоялся военный поход завоевателя Тамерлана на Северный Кавказ. Средневековые персидские авторы Низам ад-Дин Шами и Шараф ад-Дин Али Йазди в своих трудах «Зафар-наме» и одноименном сочинении последнего, сообщяют: что после похода на черкесов Тимур двинулся «на Буриберд и Буракан, который был правителем народа асов (то есть алан)», «при этом походе они послали (войска) к горе Эльбурз(Б.Кавказский хр.), на горе нашли много крепостей и без числа больших областей, много сражались с врагами веры и взяли бесчисленную добычу из имущества неверных». «Выбравшись оттуда, они отправились на Кулу и Тауса. Все это были области элъбурзцев, и крепости их были на вершинах гор, а дороги к ним крайне трудны и тяжелы, так что из-за их большой высоты у наблюдающего темнело в глазах, а у смотрящего шапка падала с головы. Крепость же Тауса имела особенно прекрасное высокое строение и приятный климат; стрела не достигала снизу до верху крепости, и без усилия ум не мог представить взятия ее». «Крепость находилась в чрезвычайно недоступном ущелье, и тамошние жители, заняв вход в ущелье и отрекшись от жизни, отчаянно начали сражаться. После многих усилий победоносное войско одолело их и, овладев крепостью, мечом джихада уничтожило многих из этих заблудших. Утурку бежал и ушел в ущелье горы Эльбурз. Победоносное войско Тимура разграбило и сожгло дома их и взяло бесчисленную добычу. В это время кто-то принёс известие, что три отряда неверных, убежав, взошли на склон горы и стоят там. Тимур двинулся против них и войска, подобные судьбе, вступив в бой, взяли их в плен и сожгли всех этих обреченных в ад». Шами также сообщает, что были разрушены «церкви и капища идолов» горцев, «поддерживаемый свыше, верующий властитель Тимур… сам подвергался этим ужасам и опасностям». Разгневанный отчаянным сопротивлением горцев, Тимур жестоко расправился с ними. По свидетельству Йезди, «жителей тамошних по приказанию Тимура, связав, сбросили с горы… В местах, на которые по непомерной высоте их, даже воображение не в силах забраться, Тимур благодаря своему счастью и умным распоряжениям, взял в плен и уничтожил неприятелей и овладел крепостями. Один — два дня огонь гнева его так пылал, что сжег и сухое и влажное, и он разорил и уничтожил все церкви и капища их».

Несмотря на хорошо укрепленые крепости и яростное сопротивление местных народов, Тамерлану удалось проникнуть вглубь гор Кавказа. Страна была разрушена полностью. Численность населения резко сократилась. Была прервана дипломатическая и культурная связь с Грузией. Тамерлан велел «Более не изучать грузинских книг»(церковных книг — авт.) Это означало забвение христианской религии в горах Дзурдзукетии (груз. именование) Дзурдзукия существовала, примерно, до конца XIV в. н. э.

0

2

Руслан Албаков-Мяршхи. Краткая биография.
04.04.2008

Руслан Албаков-Мяршхи. Краткая биография.
Когда народ переживает трагедию и деградацию, а у многих опускаются руки перед властью - коррумпированной, подлой и лицемерной, когда обнаглевшие и разжиревшие чиновники во главе с потерявшим совесть правителем измываются над населением, творят зло и беззаконие, а купленные за должности и подачки так называемые "представители общественности" и "интеллигенции" славословят в их адрес, - только тогда просыпаются здоровые силы, обычно из молодых поколений, - лучшие сыны и дочери Ингушетии, которые объединяются и восстают против происходящего.
Последние события в Ингушетии выдвинули на первый план многих людей, которые не фигурировали в политике.
Продолжаем серию публикаций о лидерах народного протеста в Ингушетии. Мы уже публиковали биографические справки о первом руководителе оргкомитета общенационального митинга Макшарипе Аушеве и сменившем его на этом посту Магомеде Хазбиеве (см. "Ссылки по теме"). Сегодня речь пойдет об еще одном человеке, который тоже оказался неравнодушен к судьбе своего народа.
Руслан Албаков-Мяршхи, участник оргкомитета общенационального митинга. Политик, патриот, бард, историк, писатель, поэт. Разносторонне развитый человек. Прекрасный организатор и оратор. Но самое главное - он бесконечно любит свою Родину, свой народ, бескорыстно готов служить во благо Ингушетии, и своими поступками не раз доказывал это.
Его имя зазвучало, когда уставшие от коррупции и беспредела жители республики вышли на улицы, чтобы выразить протест зязиковщине, бессудным казням и похищениям людей. Он принял активное участие в митинге, прошедшем в Назрани 24 ноября 2007 года. Он вышел выразить протест и 26 января 2008 года, несмотря на то, что в суде рассматривалось сфабрикованное против него уголовное дело. Принимает участие почти во всех заседаниях оргкомитета общенационального митинга и формирующегося Мехк-Кхела.
Во время январского митинга, когда его организатор Макшарип Аушев отдал команду прекратить демонстрацию, поскольку начались провокации с использованием бутылок с зажигающей смесью, Руслан Албаков-Мяршхи сумел остановить колонну людей и развернуть её в обратную сторону. Митинг был организованно прекращен без каких-либо серьёзных последствий.
Из-за участия в акциях протеста, Руслан потерял работу в Мемориальном комплексе жертвам политических репрессий. Его стали вызывать и доставлять в милицию, в Следственное управление, в прокуратуру. Началось активное преследование Албакова-Мяршхи. После участия в ноябрьском митинге, следственный отдел по Назрани СУ СК при прокуратуре РФ по Ингушетии возбудил против него уголовное дело, но почему-то предъявил обвинение в участии в сентябрьском митинге, на котором его не было - он попал в аварию и в течение всего сентября лечился. Албаков открыто заявил следователям, что принял бы участие и в сентябрьском митинге, если бы не авария. Сфабрикованное дело по обвинению в том, что якобы Руслан участвовал в сентябрьском митинге и бросил камень в милиционера (на основании показаний "засекреченного свидетеля") было направлено в суд. Албакова возмутила несправедливость следственных органов, он почувствовал, что происходящее похоже на "37-й год", но не сломался и опубликовал на сайте "Ингушетия.Ru" серию статей под заголовком "Правовой беспредел или адаптация методов НКВД" (читайте здесь). Будучи подсудимым, он вышел на митинг 26 января. Суд оправдал Руслана, поскольку "засекреченный свидетель" на заседание не явился, и, скорее всего, его и не существовало. Чтобы напугать людей, властям нужно было "показательное" дело против участника митинга, оно было состряпано, но развалилось в суде.
Несмотря на сложную политическую деятельность, в которую окунулся совсем недавно, Руслан Албаков-Мяршхи продолжает заниматься исследовательской работой: пишет стихи, рассказы, изучает историю ингушского народа, выпускает брошюры и сборники. И поёт. Он - бард. Авторские песни Руслана размещены в разделе "Музыка" сайта "Ингушетия.Ru".
Предлагаем читателям биографию Руслана Албакова-Мяршхи, написанную им лично.
_____
АВТОБИОГРАФИЯ
Родился я в 1962 г., в г. Фрунзе - бывшей столице Киргизии. Вырос в интернациональном поселке - в большинстве турки-месхетинцы, русские, украинцы, немцы, казахи, уйгуры, корейцы и наша семья. С детства говорил на трех языках - русском, казахском и турецком. С родным языком были «проблемы» - отец работал «дальнобойщиком» на большегрузном автомобиле «Колхида» и все время был в командировках, а мать работала бухгалтером в крупной организации МВД, и свободного времени у них было очень мало…
В школе учился неплохо, особенно преуспевал в математике, с тринадцати лет часто замещал преподавателей в параллельных и младших классах, и возможно мог бы быть отличником но, было очень много неотложных дел в компании с друзьями…
В вооруженные Силы СА был призван осенью 1980 г., где впервые встретил ингушей, и заметил, что своим темпераментом, я совсем от них не отличаюсь, но у меня был единственный недостаток, который преследует меня, по сей день - незнание родного языка…
С детства я ничего не знал о своем народе, кроме того, что мы были невинно обвинены и депортированы. Желая, приблизиться к своему народу - ингушам, я ностальгически коллекционировал пластинки, картинки, книги - все, что было связано с Кавказом, для меня это была моя далекая, незнакомая, но горячо любимая Родина. Все положительные качества я приписывал ингушам, и пытался сам, в себе воспитать достойный характер, чтобы в среде моих друзей вызвать уважение к своему народу, которого я совсем не знал…
После демобилизации, я впервые приехал домой - на Кавказ, родители переехали сюда, пока я служил в армии. Здесь в Мочкъий-Юрте, на моей исторической Родине, я столкнулся с родственниками, но они не могли понять моего незнания многих элементарных вещей, которые прививаются с раннего детства …
Столкнувшись с отчуждением, через месяц, я уехал в г. Ленинград, туда, где проходил службу в армии. И решил устраивать свою жизнь самостоятельно, убедившись, что чем дальше ты от своей Родины, тем ближе она твоему сердцу.
В Ленинграде было много интересного и познавательного - книги, музеи, ходил на всевозможные лекции и тематические показы фильмов во Всероссийском театральном обществе (ВТО), занимался самообразованием и собирался поступать во МХАТ, но… Когда в очередной отпуск, весной, я приехал домой, чтобы порадовать своих родных и поделиться планами, меня встретила буря негодования и протест. Мне было объявлено, что моя Ленинградская карьера закончилась, и чтобы я в кратчайшие сроки рассчитался на работе и приехал на Кавказ.
Делать было нечего, я выполнил волю родителей, о чем жалею до сих пор, и на следующий год в 1986 г. поступил в СОГУ г. Орджоникидзе, на исторический факультет.
Учиться было интересно - много нового в познаниях местного колорита, интересные преподаватели, замечательные сокурсники.
Тогда-то я и начал писать песни. Сначала это были записи мыслей в тетрадь - строчка, две, четыре. Затем они начали обретать рифму и, за рифмой само по себе появлялось музыкальное содержание. Петь я любил с детства, в четырнадцать, покорив три гитарных аккорда, распевал под нехитрую гармонию большой, разносторонний репертуар.
В 1988 г. Горисполком г. Орджоникидзе утвердил мой репертуар и дал разрешение на платные концерты. С этого момента началась моя самостоятельная гастрольная деятельность.
Дорогу и приключения я любил с детства. Положив в спортивную сумку все самое необходимое, с концертами я отправился в «длительное турне» - Курск, Уфа, Киев, Владимир, Москва, Рига, Ленинград, Израиль и т.д..
Программу авторского концерта я составил самостоятельно - лирика, цыганские напевы, написанные для студенческого спектакля «Цыганская гостиная», социальные песни. В сущности, каждая моя песня - это определенный этап моей жизни, моего субъективного восприятия и формирования - как личности, гражданина, патриота. Это своего рода исповедь перед людьми и перед всем сущим, к которому большинство из нас стремится всю сознательную жизнь…
Яркий период жизни - Израиль. Приехал я туда по гостевому приглашению, с идеей - по возможности дать несколько концертов, но попал в период вооруженного конфликта между Ираком и Кувейтом, затем крупномасштабная акция США - «Буря в пустыне». Все авиакомпании мира прекратили свои авиарейсы в «Землю Обетованную».
В населенном пункте, где я остановился, было много иностранцев со всех континентов - они, как и я не могли улететь домой…
За время общения с ребятами из других стран очень скоро я заговорил на английском языке. И друзей у меня появилось намного больше - знаю точно, что меня с радостью встретят в любой точке планеты.
Вернувшись на Родину в 1991 г. я опять отправился в турне но, это была уже совсем другая страна. После августовского путча что-то невероятное творилось с «когда-то советскими» людьми - экономический хаос, хаос идеологический…
Моя попытка найти свое место в этом новом неустойчивом и прагматичном мире не увенчалась успехом.
После многих перипетий, личных спадов и подъемов, в 2001 г. я вернулся домой осознанно и окончательно. Для себя сделал вывод - «В поисках истины я скитался по белому свету, искал свое место в этой жизни, и понял - истина таится в душе каждого человека, а свое место человек находит там, где он чувствует глубокую ответственность не только за себя, но и за всех окружающих его людей».
В конце лета 2001 г. в Таргимском ущелье горной Ингушетии, в детском оздоровительном лагере «Эрзи», я познакомился с человеком, который повлиял на коренной перелом моей жизни. Директор Мемориального комплекса жертвам репрессий Дозариев Алихан реставрировал древний склеп, который был обстрелян вандалами с вертолета, а я по приглашению зам. директора детского лагеря Цурова Мухтара устроился на один поток организатором мероприятий для детей.
Каждый вечер, до поздней ночи мы беседовали об истории ингушского народа. Алихан был интересным собеседником, он открыл для меня множество новых граней нашей древней истории, колорита и особенностей ингушской ментальности. Время моего контракта подходило к концу. Узнав мою искушенность в истории и неравнодушное отношение к трагедии ингушей в 1944 и 1992 гг., Алихан предложил мне должность научного сотрудника в Мемориальном комплексе жертвам репрессий.
В первый раз, когда я подошел к этому величественному монументу, я долго смотрел на него и торжествовал…
Я был в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Вильнюсе, Киеве, Иерусалиме и во многих других городах, но нигде не было ничего подобного ингушским башням. Мурат Полонкоев воплотил в своем ансамбле все архитектурные периоды нашей истории, и этот монумент заслуженно является памятником архитектуры.
Коллектив музея-мемориала оказался небольшим - несколько человек. Моей наставницей стала Мадина Зангиева, научный сотрудник и замечательный человек…
Мадина является своеобразным талисманом музея. Она сама в четыре года от роду была депортирована в Казахстан и знала проблему из первых уст. Гости со всех уголков земного шара, посетившие нашу республику, будут помнить ее мягкий голос и красивые черты лица ингушской женщины, которая не жаловалась на трагическую судьбу своего народа, а умело, с материнской рассудительностью рассказывала - как это было…
В 2004 году я узнал, что моя настоящая фамилия Албаков (Мошхой). Я был озадачен, 42 года под чужой фамилией - Оздоев, почему?
Мои дальние родственники рассказали мне, что в 20-е годы прошлого столетия моего дедушку Магомеда Албакова и трех его братьев преследовали большевики - в период раскулачивания. Исраила, старшего брата, мой дед был вторым по возрасту, полгода продержали в тюрьме г. Владикавказа. Али Горчханов, известный революционер того времени, доводился им родственником по матери, используя свои связи и авторитет, помог вытащить из заключения Исраила. Затем, он посоветовал братьям - дать взятку большевистским чиновникам, и поменять свою фамилию на более распространенную в то время среди ингушей - Оздоевых, что спасло их от верной гибели…
Я занялся собственным расследованием подтверждения истинности своего происхождения. В Госархиве Республики Ингушетия мне любезно предоставили архивные материалы - посемейный список селения Базоркино 1-го участка. Владикавказского округа Терской области, составленные в 1864 и 1886 году.
В начале двадцатого века мой прадед Эльберд и его братья взяли себе фамилию Албаков, как дань уважения к своему дедушке, который этого заслуживал…
Один из моих знакомых задал мне вопрос - чем тебе не нравится фамилия Оздоев? Я ничего не имею против этой фамилии, за 45 лет я к ней даже привык, тем более, что мои предки - выходцы из аула Маьшхе Цоринского ущелья - они Цикмабухой, т.е. Оздой. Если бы мой дедушка сменил свою фамилию по каким-то другим соображениям, без принуждения или критической ситуации, то я бы согласился быть Оздоевым но…
С детства у меня было болезненное чувство справедливости, и начать восстанавливать, ее я решил с себя…
По поводу второй половины фамилии Мяршхи. Дословный перевод названия аула Маьшхе звучит как - «благодатный источник» или «благородная вода». В слове «маьшхе» выпал согласный звук «р», как во многих других названиях и топонимах ингушского языка выпадают согласные - эту справку мне дали компетентные люди.
Я человек пишущий и думающий, иногда в печати появлялся автограф автора статей с такими же инициалами, как и у меня - Р. Оздоев, но быть чьим-то двойником у меня нет никакого желания. Я допускаю, что может появиться и автограф - Р. Албаков, а эта фамилия распространена не только среди ингушей, поэтому я взял фамилию Албаков-Мяршхи, и надеюсь, второй такой фамилии нет…
В политику я не вмешивался, но последние негативные события на моей Родине, мрак, в который погрузилась Ингушетия при Зязикове, заставили меня примкнуть людям, которые неравнодушны к будущему Ингушетии, являются патриотами ингушского народа. Я не мог остаться в стороне, когда беды обрушились на мой народ. Я осознанно выбрал этот путь. И как только в Ингушетии наступит мир и порядок, прекратятся бессудные казни и похищения, остановится нынешний вал коррупции и лицемерия, я отойду от политики - не моё это дело.
Сегодня я живу на Родине со своим народом. У меня интересная работа, чувствую себя востребованным, и самое главное то, что я нашел свое место в жизни, среди людей, которыми всю жизнь гордился. Мне всегда везло на хороших, скажу больше - замечательных людей…
Руслан Албаков-Мяршхи
Телефон: 8-962-637-25-88
E-mail: gargareya@yandex.ru

http://old.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1 … 130253.htm

0