Просто мы живем в такой стране
Пригородный район
Сообщений 21 страница 24 из 24
Поделиться222014-07-08 16:32:13
"Моя жизнь с чеченцами и ингушами" ( В.Ф.Русин , министр сельского хозяйства Грозненской области, 1956 год. )
В начале осени 1956 года я был в Москве: защищал бюджет и фонды Грозненской области на 1957 год. В один из дней моего пребывания в столице мне по телефону сообщили, что на следующий день сюда вылетает Яковлев. Мне предстояло встретиться с ним в гостинице «Москва» (кстати, я тоже жил в этой же гостинице).
На следующий день вечером зашел в его гостиничный номер. У него в это время находились председатель Госплана Грозненского облисполкома Платонов и начальник статистического управления нашей области П. Гребенщиков. Мое появление Яковлев встретил шуткой:
- Ну вот, пришел и наш чеченец.
Разговор с нами он начал сообщением:
- Завтра, на десять часов утра, в ЦК КПСС приглашены первые секретари Северо-Осетинского, Дагестанского, Ставропольского и нашего обкомов партии. Будет обсуждаться вопрос о границах будущей Чечено-Ингушской АССР. К восьми часам утра вы втроем должны подготовить карты, на которые должны быть нанесены варианты восстановления Чечено-Ингушской АССР – с полными расчетами по каждому варианту.
Ни Яковлев, ни Платонов, ни Гребенщиков с чеченцами и ингушами никогда не работали, не имели представления о том, что собой представляла республика до выселения. Поэтому, когда Платонов и Гребенщиков спросили у Яковлева:
- А какие варианты мы должны разрабатывать? - он ответил:
- Честно говоря, я и сам не знаю. Продумайте сами. Товарищ Русин с ними работал, язык знает. Его и попросим высказать свое мнение по вариантам.
Я высказал один основной вариант: восстановить Чечено-Ингушскую АССР в прежних границах. Для этого необходимо переселить людей, прибывших в республику после ее ликвидации, выдав им повторную ссуду.
Яковлев внимательно выслушал и говорит:
- Я согласен с этим вариантом. Но пусть он идет вторым. А первый и основной вариант – это сохранить территорию Грозненской области, сохранить все имеющееся в ней население и принять всех чеченцев и ингушей. И создать при этом интернациональную республику.
Я попытался ему возразить:
- Тогда придется проводить переселение уже внутри республики. Из горных и предгорных районов придется переселить за Терек прибывших к нам переселенцев, освободив дома, ранее принадлежавшие чеченцам и ингушам. Ведь они все равно захотят вернуться в свои дома. К тому же, если рассудить по-человечески, кто согласится жить в чужом доме, если приедет хозяин этого дома и вместе с детьми будет жить во дворе, в палатке?
На это Яковлев ответил:
- Готовьте этот вариант, а потом разберемся.
Мы работали всю ночь. Подготовили два варианта, а на полях карт нанесли все необходимые расчеты: площадь земель по угодьям, численность населения, поголовье скота, сколько приходится на душу населения земли, пашни, валовой продукции и т.д.
В назначенное время мы вручили Яковлеву две карты с вариантами и подробными расчетами по ним. Провели также своеобразную репетицию, когда каждый из нас попытался дать ему наставления на предстоящее заседание. Это в значительной мере должно было упростить задачу первому секретарю при предстоящем разговоре.
Мы все втроем попытались еще и еще раз доказать Яковлеву необходимость восстановить республику в прежних ее границах, с одновременным вторичным переселением людей, освободив все дома, ранее принадлежавшие чеченцам и ингушам.
Хотя он с нами и не спорил, Яковлев ушел на заседание с решением отстаивать второй вариант, по которому он хотел организовать Интернациональную Чечено-Ингушскую АССР в границах бывшей Грозненской области. При этом предполагалось присоединить к нам от Ставропольского края прилегающий к Наурскому району Степновский район.
Мы проводили Яковлева на заседание ЦК КПСС, а сами разъехались по своим министерствам и ведомствам. Собрались мы в гостинице, как и договаривались, к пятнадцати часам. С нетерпением ждем Яковлева. А его все нет. Примерно в пять часов вечера я спустился в ресторан, чтобы пообедать. Захожу в зал и тут за столиком заметил первого секретаря Дагестанского обкома партии Абдурахмана Данияловича Даниялова. Мы были с ним достаточно хорошо знакомы: мне часто приходилось возглавлять наши делегации на совещаниях передовиков сельского хозяйства Дагестана, а он часто бывал у нас.
Я подошел к нему, поздоровался. Он предложил мне сесть за его столик:
- Садитесь, я еще не заказал обед.
Эта случайная встреча с А. Данияловым была как нельзя кстати: я знал, что он был на совещании в ЦК и теперь решил от него узнать подробности, может быть, более достоверные, чем от Яковлева. Так оно и получилось.
- Абдурахман Даниялович, - обратился я к нему, - очень прошу вас, расскажите, в пределах возможного, конечно, как прошло совещание в ЦК и что решили?
И он мне рассказал. Случилось то, чего мы опасались.
- Яковлев хотел создать какую-то Интернациональную республику. Для этого просил сохранить за вами нынешнюю территорию области и прирезать вам еще один район от Ставропольского края. Этот вариант никто не поддержал. Извини, но чувствовалось, что он плохо владеет данными расчетов и вообще ситуацией в целом.
Даниялов помолчал. Он словно решал, говорить мне еще что-то или не стоит. Затем продолжил:
- А в отношении решения ЦК должен вас огорчить: решено создать Чечено-Ингушскую АССР на бывшей ее территории, за исключением Пригородного района. Эту территорию у вас забрал Ахкацев – Северная Осетия. Он также сумел отвоевать у Ставропольского края Моздокский район. И чтобы не было чересполосицы между Владикавказом и Моздоком, Яковлева обязали выделить полосу земли из Назрановского и Малгобекского районов, которая должна была соединить эти города. Остальную территорию Грозненской области поделили таким образом: к Дагестану отошли Кизлярский, Крайновский, Тарумовский и Караногайский районы. К Ставропольскому краю отошли Каясулинский и Ачикулакский районы.
После такого откровенного разговора с А. Данияловым у меня пропало всякое желание встречаться с Яковлевым. Мне было ясно, что более откровенную информацию, чем та, которую только что получил, от своего руководителя я не получу.
Поднялся к себе на шестой этаж, а там Платонов с Гребенщиковым маются неизвестностью. Они ко мне с вопросом:
- Ты не спросил у дежурной, не пришел ли наш?
- Нет, - говорю, - не пришел.
- А что это ты такой раздраженный? Наверное, пообедал без ста граммов «под копирку»?
- Нет, - говорю, - наоборот. Со злости позволил себе сто граммов армянского. Яковлев не отстоял ни один из наших вариантов!
Оба принялись расспрашивать, что мне стало известно по этому поводу и откуда. Я им не стал рассказывать подробностей. Сказал только:
- Давайте подождем его. Послушаем, что он нам расскажет.
Яковлев пришел в гостиницу после шести вечера, как и следовало полагать, мрачный и злой. Карты с нашими вариантами он нам не отдал, а бросил на свою кровать. Не глядя нам в глаза, начал рассказывать:
- У них, оказывается, был заранее подготовленный вариант. Чечено-Ингушская АССР восстанавливается в прежних своих границах, за исключением Наурского и Шелковского районов, которые присоединяются к нам. А Пригородный район отдают Северной Осетии.
В общем, получалось, что от Даниялова я получил более подробную и более достоверную информацию о том, как наверху собирались восстановить Чечено-Ингушскую автономию, а вернее, по вопросу раздела территории Грозненской области по принципу «своя рубашка ближе к телу». Ни для кого не было секретом, что Агкацев и Даниялов были очень близки ко многим руководящим работникам ЦК КПСС, и, как говорится, двери в ЦК открывали ногой. А наш Яковлев только недавно стал первым. До этого он у нас был вторым секретарем обкома партии, особого авторитета и связей в ЦК у него не было, да и как всем нам было известно, больших стараний к этому не прикладывал и в драчку ни с кем не вступал.
9 января 1957 года в Москве было издано три Указа Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР о восстановлении Чечено-Ингушской АССР:
1.Указ Президиума Верховного Совета СССР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР».
2.Указ Верховного Совета РСФСР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области».
3. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении Организационного Комитета по Чечено-Ингушской АССР».
Эти Указы легли в основу восстановления Чечено-Ингушской автономии и национальных прав незаконно репрессированных народов. Я решил привести здесь тексты этих Указов с тем, чтобы о них узнали потомки.
УКАЗ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
«О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР»
В целях создания необходимых условий для национального развития чеченского и ингушского народов Президиум Верховного Совета СССР
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
I.Признать необходимым восстановить национальную автономию чеченского и ингушского народов.
II.Рекомендовать Президиуму Верховного Совета РСФСР:
а) рассмотреть вопрос о восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР;
б) установить границы и административно-территориальное устройство Чечено-Ингушской АССР;
в) утвердить Организационный Комитет Чечено-Ингушской АССР, на который возложить, вплоть до выборов Верховного Совета АССР, руководство хозяйственным и культурным строительством на территории республики.
III.Считать утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 года «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории» и статью 2 Указа от 16 июля 1956 года в части запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее местожительство.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР К.ВОРОШИЛОВ
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР А.ГОРКИН
Москва, Кремль
9 января 1957 г.
У К А З
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
«О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области»
В целях создания необходимых условий для национального развития чеченского и ингушского народов восстановить Чечено-Ингушскую Автономную Советскую Социалистическую Республику с центром в городе Грозном.
Включить в состав Чечено-Ингушской АССР:
- из Грозненской области – город Грозный и районы: Грозненский, Гудермесский, Каргалинский, Красноармейский, Междуреченский, Надтеречный, Новосельский, Наурский, Советский, Сунженский, Шелковской;
- из Дагестанской АССР – Андалалский, Веденский, Ритлябский, Шурагатский и западную часть Ботлихского и Цумадинского районов (в границах бывших Чеберлоевского и Шароевского районов);
- из Северо-Осетинской АССР – город Малгобек с пригородной зоной, Коста-Хетагуровский район и северо-восточную часть Правобережного района (в границах бывшего Ачалукского района).
Поручить Президиуму Верховного Совета Северо-Осетинской АССР и Организационному комитету по Чечено-Ингушской АССР внести на утверждение Президиума Верховного Совета РСФСР описание границы между Северо-Осетинской АССР и Чечено-Ингушской АССР с учетом упразднения территориальной разобщенности Моздокского района с основной территорией Северо-Осетинской АССР.
Упразднить Грозненскую область, передав Караногайский, Крайновский, Тарумовский районы и город Кизляр в состав Дагестанской АССР; Ачикулакский и Каясулинский районы – в состав Ставропольского края.
Председатель Президиума
Верховного Совета РСФСР М.ТАРАСОВ
Секретарь Президиума
Верховного Совета РСФСР И.ЗИМИН
Москва, 9 января 1957 года.
У К А З
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
«Об утверждении Организационного Комитета по Чечено-Ингушской АССР»
Утвердить Организационный Комитет по Чечено-Ингушской АССР в составе:
Председатель Организационного Комитета тов. Гайрбеков М.;
первый заместитель председателя Организационного Комитета тов. Слюсарев А.М.;
заместители председателя Организационного Комитета т.т. Зонов А.Ф., Тонгиев З.С.; Шустов И.А.
секретарь Организационного Комитета тов. Комаров М.И.;
члены Организационного Комитета т.т. Баранова Ф.Д., Брыксин Е.Б., Гашев А.Д., Дементьев Г.М., Дукузов Х.Н., Мальсагов Д., Петров Н.Г., Русин В.Ф., Струлев С.С., Сулейманов К., Тепсаев А-В.Т., Хозиев В.Ф., Цутиев У.Д., Яковлев А.И., Яндиев М.А.
Возложить на Организационный Комитет руководство хозяйственным и культурным строительством на территории Чечено-Ингушской АССР впредь до выборов Верховного Совета АССР.
Председатель Президиума
Верховного Совета РСФСР М.ТАРАСОВ
Секретарь Президиума
Верховного Совета РСФСР И.ЗИМИН
Москва, 9 января 1957 года.
Как явствует из текстов указов, ни в одном из этих документов не предусмотрен пункт о возвращении реабилитированному народу ранее принадлежавшего ему жилья. Но в специальной секретной директиве было сказано, что возвращающиеся на родину чеченцы и ингуши не могут претендовать на свое жилье.
Оргкомитет по восстановлению ЧИАССР обращался в ЦК КПСС с аргументированной просьбой выдать гражданам, ранее переселившимся в Грозненскую область, хотя бы мизерную ссуду, чтобы они могли переехать на другое место жительства. В этом случае возвращающееся население могло бы занять свои дома. По настоянию М.Г.Гайрбекова, они вместе с А.И.Яковлевым побывали на приеме у Хрущева, где обсуждался этот вопрос. Ответ был один: сохранить на территории республики ранее переселившееся население и одновременно принять репатриантов, создавайте таким образом интернациональную республику.
Оргкомитет еще тогда просил дать ссуду на переезд хотя бы самым бедным семьям, которым некуда, а главное, не на что было переезжать. Москва тогда нас не услышала.
Позволив чеченцам и ингушам вернуться на свою родину, Хрущев тем самым решил отмыть темное пятно в своей национальной политике по отношению к мусульманскому населению. Это была ложка меда в этой политике. Но то, что он не позволил возвращающимся занять свои дома – это уже была ложка яда не только по отношению к чеченцам и ингушам, но и по отношению к русским, дагестанцам, армянам и представителям многих других национальностей, населявших республику в тот период.
Поделиться242015-02-14 14:59:41
Сегодня в Малом зале Администрации Главы республики собрались вынужденные переселенцы из Пригородного района РСО – Алании, которые вернулись в свои дома и в настоящее время проживают там. На встрече присутствовали министр по внешним связям и национальной политике РИ Руслан Хаутиев, помощник – советник по религиозным вопросам Харон Торшхоев, руководитель ФМС Магомед Батаев.
Открывая встречу Юнус-Бек Евкуров отметил, что готов ответить на все наболевшие вопросы, а в последующем разработать план совместных действий с руководством Северной Осетии для возможности их решения. Присутствующие в зале задавали актуальные вопросы по существующим проблемам, в частности они касались морально-нравственного воспитания молодёжи, трудоустройства, строительства спортивных и дошкольных учреждений, а также вопросы острой нехватки автотранспорта. Так, жители посёлка Дачное попросили Главу республики выделить им дополнительный рейс. По их словам, из-за большого количества пассажиров многие не имеют возможности воспользоваться этим маршрутом.
Юнус-Бек Евкуров внимательно выслушал каждого заявителя. Многие получили исчерпывающие ответы, а по некоторым вопросам были даны поручения руководителям ответственных ведомств.
Обращаясь к Р.Хаутиеву, Глава Ингушетии указал, что необходимо один раз в месяц организовывать встречу жителей Пригородного района ингушской национальности с главами местных администраций. Кроме того есть необходимость во встречах на уровне властей двух республик. По мнению Главы региона, на таких собраниях они смогут рассказать о своих проблемах по мере поступления и оперативно решать их.
Участники встречи поблагодарили Юнус-Бека Евкурова за оказанное внимание, и отметили, что власти Ингушетии всегда оказывали и оказывают им помощь и поддержку.
Похожие темы
«Пограничное соглашение» от 26.09.18. | Республика | 2020-09-22 |
Общегражданский митинг ингушей 1973 года | История Ингушетии | 2019-06-08 |
Ингушетия | Республика | 2018-02-11 |
“Вайнахи”(Г.Анчабадзе) | История Ингушетии | 2012-10-20 |
Гадаборш-къонгий-юрт (Куртат) | Населенные пункты | 2013-09-30 |