Родился Ш. Э. Дахкильгов 12 декабря 1915 г. в Назрани в семье торговца, скупщика зерна. После окончания в 1936 г. политехникума Шукри Эльбертович работал старшим инженером Управления Орджоникидзевской железной дороги, затем два года – с 1938-го по 1940 г. – освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ того же политехникума. Работал заместителем директора завода «Кавизвесть»; служил во время войны в железнодорожных войсках. В годы высылки, как и многие интеллигенты ингушского народа, занимался административно-хозяйственной деятельностью, а по возвращении работал начальником цеха винзавода, начальником Промысловой железной дороги, более 9 лет – директором Чечено-Ингушского карьероуправления. Жители гор. Малгобек наверняка помнят Шукри Эльбертовича, работавшего у них в 1961-1965 гг. председателем горисполкома.
Я не знаю, как работал Ш. Дахкильгов на государственной и хозяйственной службе и могу лишь с уверенностью утверждать, что на всех участках он был и остался исключительно добросовестным, принципиальным, ответственным и компетентным руководителем. Его деятельность на другом поприще, о котором дальше я и расскажу, и подтверждает это. Об этом говорит и орден «Знак Почета», полученный Шукри Эльбертовичем в 1971 г., медали «За доблестный труд», как в мирные, так и в военные годы.
Нисколько не умаляя значимости перечисленной работы Ш. Э. Дахкильгова, хочу подробнее остановиться на другой стороне деятельности Шукри Эльбертовича в силу ее важности и еще потому, что она мне известна лучше.
Журналист, ученый, исследователь, подвижник, общественный деятель – вот далеко неполный перечень сфер его неутомимой деятельности в 70-80-е гг.
Его интересовало все, что, так или иначе, имеет отношение к истории и судьбе ингушского народа, к его прошлому, настоящему или будущему. Его статьи и заметки часто печатались в газетах «Сердало» и «Грозненский рабочий», иногда в центральных периодических изданиях; он был членом Союза журналистов СССР. Его интересовали топонимия и альпинизм, ономастика и этнография, декабристы и вопросы основания городов Ингушетии, героика Гражданской войны и русско-ингушские связи XIX века, восстановление автономии ингушского народа. И обо всех этих и других сторонах общественной или социальной жизни он высказывался оригинальными статьями, книгами и научными трудами.
Годами собирал он данные об ингушских фамилиях, их происхождении, ареале расселения, братстве с другими фамилиями, изучил посемейные списки ингушей 1864 г., итоги переписи Ингушской АО 1926 г. и похозяйственные книги сельских советов трех районов нынешней Ингушетии за 1969-1970 гг. Многолетние поиски вылились в свод фамилий, бытующих у ингушей со второй половины XVIII века. В 1991 г. в гор. Грозном Шукри Дахкильгов выпустил первую и единственную в те годы книжку, посвященную этой, очень интересной практически для каждого ингуша, теме – «Происхождение ингушских фамилий». Многим в республике и за ее пределами знакома эта книжка. В таком кропотливом труде, когда некоторые ингуши не прочь приписать себе «братство» – «вошал» с какой-нибудь более именитой фамилией и потому некоторые респонденты дают изначально неверные сведения, – невозможно было избежать ошибок. К сожалению, не обошли они и книжку Ш. Дахкильгова. Он это знал и потому просил читателей вносить свои поправки и дополнения. Шукри Эльбертович продолжал работать над темой и владел обширной картотекой по этой проблеме, но расширить свой труд так и не успел…
В течение долгих лет он исследовал и готовил генеалогическое древо Богатыревых-Дахкильговых. Для этого были уже сделаны схемы самого верхнего уровня – от истоков фамилии. Двумя годами раньше в Грозном вышла книга Ш. Дахкильгова «Слово о родном крае», в которую вошли статьи автора по проблемам краеведения. Автор исследует происхождение терминов «Джейрах», «Казбек»; возникновение и историю Назрановской крепости; пребывание декабристов в наших краях; участие ингушей в первом восхождении на гору Казбек, боевые подвиги доблестного командира конной сотни времен Гражданской войны из сел. Долаково Хакяша Дахкильгова и другие.
Основное внимание Шукри Эльбертович уделял малоизученным или спорным вопросам из истории ингушского народа, истории края. Написанию той или иной, даже незначительной работы, предшествовало долгое и скрупулезное изучение темы: прочитывались десятки книг и публикаций, запрашивались архивы, опрашивались свидетели, а полученные данные перепроверялись и сопоставлялись. Примечательны в этом смысле две работы Ш. Дахкильгова.
Первая – «Из истории альпинизма» – посвящена восхождениям на гору Казбек. На документальной основе автор доказал, что первым на двуглавую вершину Кавказа взошел во второй половине XVIII века ингуш из аула Гвилети Иосиф Бузуртанов, положивший начало целой династии альпинистов – проводников: его сын Цогол, внуки Муса, Исак, Яни и Абзи… В 33-страничной работе автор делает ссылку на 60 первоисточников, что говорит о глубокой проработке им темы.
Центральные СМИ, действуя по привычной схеме, продолжали умалчивать о вкладе ингушей в покорение Казбека. В «Российской газете» 15 мая 1993 г. была опубликована статья А. Алешкина «На Кавказе есть гора -самая большая», в которой в числе покорителей Казбека назван и Яни Бузуртанов, но без указания его национальности. А вот принадлежность Т. Царахова к осетинскому народу описана подробно. Грузином назван ингуш Исак Бузуртанов, который в 1878 г., на 15 лет раньше Т. Царахова, «собственно, и втащил Кузьмина» на Казбек. Что ж, мы привыкли, что национальная принадлежность ингуша в российской (и не только) печати указывается лишь при совершении им неблаговидного поступка.
Но вернемся к трудам Ш. Дахкильгова. Вторая работа – это «Краткая справка о времени и месте основания крепости Владикавказ». И здесь автор был настолько доказателен и убедителен, что даже приснопамятный Ю. Кониев, в то время секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС, в марте 1982 г. вынужден был пригласить маститых и «остепененных» осетинских ученых, утверждавших, что крепость Владикавказ основана на месте осетинского, а не ингушского села Заурово, и в присутствии Шукри Эльбертовича упрекнуть их в том, что в отличие от их мнения, аргументы непрофессионального ученого Ш. Дахкильгова более убедительны. И «ученые» потерпели фиаско. Правда, в последние годы, и бывший секретарь обкома партии, в то время из карьеристских убеждений успешно гасивший все осетинское, и те же самые ученые, говорят об обратном. Что ж, к конформистам нам не привыкать.
Этой же теме посвятил Шукри Эльбертович и другую свою работу – «В защиту бесспорных истин», где наголову разбил опубликованные осетинским краеведом Генри Кусовым в книжке «Поиски краеведа» притянутые за уши вымыслы и инсинуации.
В течение нескольких лет считалась пропавшей, пожалуй, главная и самая основательная работа Ш. Дахкильгова «К вопросу о социально-экономическом строе ингушей (XVII- 70-е гг. XIX веков)». Автору этих строк довелось познакомиться с этой работой в рукописи еще в конце 80-х гг. Впечатление было ошеломляющее. К счастью, маститый труд недавно нашелся благодаря неутомимому собирателю архивных материалов по истории ингушского народа Адаму Алаудиновичу Мальсагову, в связи с чем выражаю ему искреннюю признательность.
По охвату материала, глубине освещения, количеству и качеству использованной научной литературы, если хотите, даже по физическому объему, работа не имела себе равных в истории Ингушетии. Не случайно на попытки издать работу в Чечено-Ингушском НИИ ему ответили, что этот труд заберет годовой лимит бумаги, отпущенной на весь институт. Помню отчаяние Шукри Эльбертовича, не имевшего возможности издать свой труд. Хорошо зная повадки ученого и чиновного мира, он предлагал одному законодателю моды в научном мире, ученому-«варягу» соавторство, хотя последний никакого отношения к этому труду не имел. Будучи по природе своей альтруистом и истинным патриотом, он соглашался продать свой труд какому-нибудь ученому с тем, чтобы последний издал его уже под своей фамилией.
Мне приходилось читать отзывы академиков-историков из Грузии (фамилии, к сожалению, не помню), которые дали высокую оценку труду Ш. Дахкильгова и рекомендовали его к изданию. Высказывалась версия о том, что это — готовая докторская диссертация.
В 80-х годах Шукри Эльбертович в санатории гор. Орджоникидзе оказался в одной палате с известным осетинским писателем Василием Цаголовым, выпустившим ранее книгу «За Дунаем», в которой рассказывалось в художественной форме об участии осетин в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Будучи верен многолетней практике Северной Осетии старательно обходить молчанием любое упоминание ингушей в позитивном смысле, В. Цаголов ни словом не обмолвился о совместной борьбе ингушей и осетин в русско-турецкой кампании, и выходило, что только осетины с Кавказа приняли участие в освобождении болгар от турецкого ига.
К его чести, осетинский писатель принял упреки Шукри Эльбертовича в необъективности, и они – В. М. Цаголов и Ш. Э. Дахкильгов — в соавторстве вскоре выпустили художественную повесть «На крутых перевалах», частично восполнив тем самым тот пробел. В силу чисто исследовательских, а не художественных наклонностей Шукри Эльбертовича, повесть не стала заметным явлением в ингушской литературе. И, тем не менее, Дахкильгов вынудил осетинского писателя признать участие ингушей в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и стать своим соавтором.
Не могу не вспомнить еще один гражданский подвиг Ш. Дахкильгова. В 1981 г. в Калининграде вышла книжка некоего Петухова «Следствием установлено…» Явно выполняя чей-то заказ, бывший прокурор Северной Осетии 40-х гг. в своей грязной книжонке возводил клевету на весь ингушский народ.
Вместе с Идрисом Базоркиным и другими интеллигентами Шукри Эльбертович писал сам и организовал протесты в судебные инстанции и партийные органы Советского Союза и добился того, что книжка была официально признана клеветнической и изъята из библиотек и продажи.
Во всем, к чему прикасался Шукри Эльбертович, присутствовали исключительная добросовестность, выве-ренность фактов, логика мышления, подлинный, а не декларированный интернационализм, боль за судьбу народа, действенный патриотизм.
В своих статьях он воскрешал из забвения или по-новому освещал деятельность А.-Г. Долгиева, А.-Г. Мальсагова, А. Тутаевой, династии Бузуртановых, X. Дахкильгова, проблемы истории ингушского народа.
Шукри Эльбертович бережно относился к своим товарищам независимо от их возраста или социального положения, не позволял себе компромисса с совестью и не прощал этого другим, чтил истинный талант и не обременял никого. Была в нем и редкая для нынешних интеллигентов обязательность, доходящая до педантизма. Лично я встречал это качество только у него и Идриса Базоркина, от которых в свое время получил несколько поучительных уроков.
Обладал Шукри Эльбертович и редким в наше время даром эпистолярного жанра. Он любил писать письма, каждое из которых было образцом тонкой стилистики, аккуратности, пунктуальности. В них содержалась и полемика с респондентом, и какой-нибудь малоизвестный исторический факт, и предложение о помощи. Значительное количество писем Ш. Э. Дахкильгова было в похищенном в гор. Владикавказе архиве Идриса Базоркина.
Около двухсот писем Шукри Эльбертовича ко мне было и в моем похищенном в ноябре 1992 г. в Пригородном районе архиве…
Крайне бережно относился Ш. Дахкильгов к своему старшему товарищу Идрису Базоркину, высоко чтил его талант и человечность, и, в отличие от многих визитеров, старался не докучать писателю единственно с целью дать ему возможность продолжать работу над второй книгой романа «Из тьмы веков».
Ш. Дахкильгов охотно делился своими находками, архивными разысканиями, и мы с ним регулярно обменивались книгами, вышедшими в гор. Владикавказе и гор. Грозном.
Где-то в конце 80-х гг. большое количество накопленных за долгие годы микрофильмов по истории ингушского народа из центральных архивов он передал Чечено-Ингушскому музею краеведения. Трудно поверить, что они сохранились после бомбардировок в Грозном.
Шукри Эльбертович тяжело перенес как изгнание и смерть Идриса Базоркина, так и пропажу без вести в ноябре 1992 г. в Северной Осетии другого своего давнего и верного друга – известного хирурга Тухана Тимурзиева. Все перенесенное не могло не сказаться на его здоровье, и в 1995 г. его не стало.
Неизвестно, сколько он мог еще принести пользы своему народу, который бесконечно и бескорыстно любил и всю свою жизнь посвятил изучению его истории, пропаганде ее лучших и неизвестных страниц. Ясно одно: Шукри Эльбертович Дахкильгов своей жизнью и своим неустанным трудом вписал в историю родного края яркие и незабываемые страницы.
Якуб Патиев, политолог