Терский Сборник.
Литературно-научное приложение к «Терскому Календарю» 1911 г.
Издание Терского Областного Статистического Комитета, под редакцией Секретаря Комитета
Подъесаула М.А. Караулова 2-го.
Выпуск седьмой.
Владикавказ.
Электропечатная Типография Терского Областного Правления.
1910.
Печатано по постановлению Терского Областного Статистического Комитета.
Н. Е. Иваненков.
ГОРНЫЕ ЧЕЧЕНЦЫ
I. Несколько слов по истории края .
Сравнительная численность чеченского племени. Все племя чеченцев, – или, по местному названию, «нахчий», – часть которого заселяет исследуемый район, и по настоящему количеству населения (205000 д., а с родственными им ингушами 255000 душ обоего пола) и по занимаемой им территории, незначительное племя в сравнении с другими коренными племенами Кавказа. Так, до 3-х миллионов грузин, на юг от Кавказского хребта, занимают нынешнюю Тифлисскую и Кутансскую и части Эриванской и Елисаветпольской губерний; более полумиллионное племя адыге (черкес) занимала западную часть Терской области и половину Кубанской. Дагестан с более чем полумиллионом населения лезгин, равен по площади почти половине Терской области, имеющий на 61 тысячу квадратный верст до одного миллиона душ, чеченцы же и ингуши занимают около 7 тыс. кв. верст, т.е. едва лишь девятую часть последней. Исследованный мною район занимает приблизительно 1/3 этой площади, т.е. около 2300 к. в.
Грузинское и Хазарское царства. Персы и Арабы. На Кавказском перешейке с самых древних времен известно Грузинское царство, занимавшее одним сплошным племенем все пространство южного Кавказа от р. Алазани до Черного моря.
На Севере от Кавказского хребта и на Западе от Каспийского моря и от границ нынешнего Дагестана, по всему югу России, – раньше Рождества Христова по преданиям, а с II-го века по Р.Х. исторически, – известно сильное Хазарское царство, состоявшее, очевидно, из разных племен, потому что разные исследователи видят в них: тюрков, венгров и финн, вогулов, грузин и армян. В нем было распространено язычество, иудейство как главная религия, христианство и ислам. Два очень больших торговых хазарских города. Большие и Малые Мажары, находились на р. Куме при впадении в нее р. Буйвола, занимая до 25 верст по обоим берегам реки. Главный город хозар итиль, он же Халидж, или Амуль, лежал в устье р. Волги, на месте нынешнего г. Астрахани. По сказаниям истории Грузии, еще задолго до Р.Х., хазары и грузины вторгались друг к другу и некоторое время грузины были даже данниками хазар, владения которых простирались тогда до р. Аракса. К тому же времени относится и борьба хазар с Арменией. На северном склоне Кавказского хребта Хазары образовали два владения: одно на западе под названием Оссы и другое в Дагестане с городом Хунзах. Затем они были изгнаны из Азии Мидийским царем Циаскаром. В VI веке персидский царь Хосрой I Великий Ануширван основал Дербент, укрепил его и построил стену от моря до Кавказского хребта, на протяжении 80 верст. Арабы завоевавши Персию и Грузию, продолжали содержать укрепленную линию от вторжений с севера. По всем проходам гор ими построено 360 укреплений и защита их поручена переселенным сюда воинственным племенам из Мосула, Сирии и Гиар-Габия.
С выступлением на историческую сцену славян, князья их ведут долгую борьбу с хазарами, которые в 966 году были разбиты Святославом Игоревичем. Окончательно же было уничтожено Хазарское царство монголами, пришедшими на юг России из Азии в XIII веке. В доисторическом периоде жизни славян они известны здесь из сказаний арабских географов, относящихся к VII – X веками по Р.Х. по их словам, славяне совершали нападения на западный берег Каспийского или Хазарского моря. С другой стороны аравитяне, распространяя в первые века своей эры магометанство и завоевыя для этого разные культурные страны того времени, поработили в VII веке Грузию. Это рабство продолжалось 400 лет. Потом подчинили своей власти и соседний Дагестан, в котором поставили своих правителей, давших, начало происхождению княжеских родов, и ввели в нем магометанство. Они обратили в ислам и потомков древних евреев, составлявших большую часть населения округа Табасарани, находившегося около г. Дербента. Отсюда ислам начал распространяться на соседние племена, захватив и чеченцев.
Арабские географы передали нам, что арабы, распространяя, после покорения в VII веке Грузии и Персии, свою власть на провинции последней, лежащие по южному и Западному берегу Хазарского моря дошли беспрепятственно до Г. Дербента, по арабски Баб-ул-абваба. Дагестан же находился в полузависимом от них состоянии. Еще же дальше, т.е. на север от Андийского и Кавказского хребтов, жили племена, подчиненные Хазарскому царству. Арабские географы называли племена, обитавшие в Дагестане, Серирами, т.е. подчиняющимися владельцу Персидского трона, или иначе царством Сахиб-ас-серира, лежавшим между алланами и Баб-ул-абвабом (Дербентом). Племена, жившие здесь, именуются ими Лакзами, это тоже самое, что «леги» или «лезгины», смежно с Табасаранцами, а выше Лакзов помещалось ими племя «филан», занимавшее незначительную область. Хасрон, то есть цари персидской династии Сассанидов, прилагали большую заботу к этой пограничной местности и не ослабляли наблюдения за ее положением вследствие великой опасности с этой стороны и сильной боязни ее. В этом месте были поселены стражники из переселенцев разных областей и надежных, по мнению Хосроев, для охраны. Вся населенная местность, которою они завладеют, была предоставлена в их исключительное пользование без всяких расходов от правительства, без всяких хлопот об этом крае и без вмешательства в его дела».
«Филавы», вероятно, и есть племя чеченцев. По восточным обычаям, племена часто меняют свои названия, сообразно с именами своих правителей или с переменой глав рода. Соседние же с кем-либо племена, дают ему также разные названия. Вследствие этого трудно установить одназначащиеся названия какого-либо одного племени.
По арабским географам в Кавказских горах, в числе других 72 племен, обитало племя славян, но где именно не известно.
Во всех этих сказаниях нет сведений о чеченцах, как о значительном самостоятельно народе, игравшем заметную роль в истории. Соседи их осетины или алланы связаны были в своей исторической жизни с Грузиею и это известно из истории. О чеченцах же есть только устные предания самих чеченцев, записанные исследователями уже нашего времени, что не игравши исторической роли в целом ряде древних госудаств, племя носило разные названия.
Оно и понятно, вот хотя бы настоящее наименование племени «чеченцы». Это русское наименование, происходящее от имени селения «Чечен». Сами7 себя чеченцы зовут «нахчий», что в переводе на русский язык значит «народ», или «люди». Вероятно народ, сохранив свою самобытность, называл себя так в отличие от господствующего в данное время пришлого элемента, подчинившего себе народ. Пришельцев же, в продолжение многих веков, было много и они были с разных сторон. Они именовали себя и ближайших своих подчиненных соседей именами окружающего народа по своим именам. Это и дало начало так называемым «родоначальникам».
Вся же масса племени, называвшая себя просто народом, конечно, имела своих родоначальников, о которых, однако не сохранила в памяти сменяющих друг друга поколений, всеобщих сказаний. Только одно сказание «Машконгов», как и увидим дальше, заходит дальше времени появления средневековых и более ранних покорителей и покровителей народа.
По записанным Головинским преданиям, чеченцы ведут свой род от «бицоев» племени, доныне живущего между пшаво-кевурами, в Таонетском округе, Тифлисской губернии. Предки же «бицоев» жили когда-то на юге от Грузии и во время нашествия арабов оттеснены были в Кавказские горы. Из них три фамилии Галгай, Ахе или Ако и Шато со своими родичами пробрались на места, занимаемые ныне горскими чеченцами, в верховьях р.р. Ассы и Аргуна.
Здесь они размножились настолько, что стало тесно жить и часть их бросила безплодные горы и, лет 350 назад, начала переселяться на пустынные лесистые равнины, простиравшиеся от подошвы гор до р. Сунжи.
Еще ко времени Ермолова край от р. Терека до р. Сунжи был почти незаселен. Но здесь раньше текла жизнь какого-то довольно культурного народа, оставившего свои следы в многочисленных могильниках.
Вышеприведенное предание касается бывшего переселения из Грузии, на подобие предписаний, записанных мною и приводимых ниже многих родословных выходцев из Сирии. Однако, они указывают на происхождение всего народа или «нахчий».
Со времени свержения, в конце XV-го века, татарского ига, покорения и присоединения к себе, в средине следующего столетия, Казанского и Астраханского царств, Русское государство начинает постепенно подвигаться на юг, принадлежавший в древности хазарам, с которыми славяне, как сказано, в начале своей истории имели давнишние счеты, сопровождавшиеся постоянными войнами.
В XVI столетии появляются на Тереке казаки, занявшие горные гребни по правому берегу Терека и получившие от того имя «гребенских».
Бежали они сюда по давно проторенным славянами на юг по степям, по р. Волге и по Каспийскому морю, дорогам, так как исторически известно, что древние государства Малой Азии и Ирана вели торговлю с северными варварами.
Они и положили первую основу нового распространения русского владычества и колонизации в пределах нынешней Терской области. Таким образом время начала поселения в пустынных местах притеречных равнин горных чеченцев и время появления здесь же для поселения первых русских людей почти совпадают. Каждый из них принес в край свою культуру, и при взаимных мирных сношениях они мели друг на друга влияние. Но мирные сношения впоследствии заменились враждебными. Враждебность эта на религиозной, главным образом, почве возбуждались и поддерживалась из соседнего Дагестана, боровшегося за свою независимость с Россиею, стремившеюся подчинить своей власти весь Кавказ, после того, как к ней добровольно присоединилась единоверная Грузия.
Чеченские низовые страны считались раньше житницею Дагестана. Для защиты от грабивших и разорявших их соседей Кабардинцев и Кумыков они призвали к себе из Дагестана на княжение род Турловых, водворивших порядок в стране и защищавших ее своею дружиною, в состав которой входили и чеченцы, по первому призыву князей. Однако власть Турловых не заглушила в чеченцах врожденного отвращения к подчиненности; чеченцы стали тяготиться их властью, и Турловы вынуждены были удалиться из страны в конце XVIII столетия.
Каждое чеченское общество, в котором почти все семейства связаны были родственными отношениями, стало жить независимою от других жизнью. Только единство выгод такой независимой жизни и единство обычаев, могло создавать единство действий, в особенности для защиты такой жизни от внешних врагов.
Не подлежит сомнению, что в блестящий период своей истории, в царствование Давида Возобновителя и царицы Тамары, в XI и XII в., Грузия, как и раньше сего, распространяла христианство, торговлю и основы общественной жизни на север от кавказского хребта, служившего бесспорною границею царства, хотя этнографические границы грузин и их поселения перешли на р.р. Аргун и Койсу, за главный перевал. Но в борьбе с Персиею и Турциею она сама едва не потеряла свою самобытность и обессиленная отдалась в подданство России в конце XVIII столетия. Как увидим дальше, с XIII – XIII века начинается и распространение магометанства в Чечне арабами.
В таком виде представляется общая картина история уголка Кавказских гор, в недоступных лесистых ущельях которых засели чеченцы. В то время, когда на равнинах одни народы часто могли вытеснять и порабощать других, здесь небольшой народ сохранил свою самобытность с самых древних времен, благодаря недоступности своих ущелий. К тому же и бедная природа гор, с их бедными, но воинственными обитателями, не могла привлекать ни завоевателя, ни колонизатора, в виде какого-либо целого племени. Каждое горное племя дорожило своею независимостью и отстаивало ее, ибо покорение кого-либо означало, по древним не писанным, обычным международным правам, тоже самое что и обращение народа в рабство победителей.
II. Деление чеченцев на роды.
Деление чеченцев на роды. При исследовании состава населения данного района, я обращал особенное внимание на местные рассказы о происхождении чеченских родов и обществ. Побудило меня к этому то, что помимо специального значения этот вопрос, как я убедился с первого же раза, тесно связан с правами обществ на занимаемые ими земли. По этому я одновременно с вопросами о праве на землю, узнавал, на сколько было это возможно, и о родопроисхождении обществ и селений. Посемейных записей по этой части, конечно, нет, потому что масса населения почти поголовно безграмотна.
Существует мнение, что предания у чеченцев очень бедны содержанием. Этот вывод, быть может, и не верен, потому что для полного ознакомления с народом и его душою необходимо очень близко сжиться с ним.
По распросам мне удалось установить, что население исследуемого района разбивается на несколько групп, имеющих различные местные наименования, происхождение которых относится к очень далеким временам. Так есть «Чантинцы» или «Итумцы», «Хачарой», «Дзумсой», «Мулкой», «Шарой», «Макажой» и проч. Такие наименования относятся к целым группам селений, отселков и хуторов и даже к разным обществам, близким между собою или по кровному происхождению одного селения от другого, или же по союзу для достижения общих интересов. Первое бывает чаще, что вполне естественно при размножении населения от одного корня.
Каждая из этих групп имеет свои сказания о своем происхождении и о своих родоначальниках, представители которых имеются и теперь на лицо в каком-либо одном старом селении данной группы их.
Родоначальники чеченцев. Оказывается, что все родоначальники – люди пришедшие со стороны, а не местные уроженцы: одни из Грузии, другие из страны Шаами, т.е. Сирии, с главными городами ее Бейрутом и Дамаском, третьи из Дагестана, под именем «тавлинцев», четвертые из с. Нашхоя, местности находящейся в западной части 4-го участка Грозненского округа, одно селение рассказало даже, что оно присходит от русского и проч.
Только одни «Машконги», т.е. «сыновья бородатого» живущие в сел. Саты и Юкер-келой, ведут свой род от богатыря Уллу-Хойдара, жившего здесь далеко раньше магометанского летоисчисления, 7 м поколений раньше некоего «Машконги», от которого, вот уже в 17 м поколении, живет ныне в с. Саты чеченец Салех Салтов, перечисливший поименно всех 16-ть своих предшественников.
Вот последовательный их список: 1) Уллу-Хойдар, был богатырь, коренной житель; что значит это слово жители не знают, 2) Машконги, 3) сын его Хойдар-бек, потом 4) Батак, 5) Шиды, 6) Ширдаг, 7) Туш, 8) Корт (голова), 9) Миш, 10) дальше были три брата Магомат, Вирас и Яски, 11) от Яски был Тураш, а Юкер, от одного из других братьев, 12) Абдула, 13) гуда, 14) Вити, 15) Муси, 16) Магомат, 17) Селет и 18) Салех Салтов. От них в с. Саты осталась башня, когда и кем построенная не известно. Она теперь полуразрушилась. Интересно, что в 3 – 4-х верстах от этого селения есть общество Хали-Кале, ведущее свой род от русского родоначальника.
Из множества записанных мною родословных, я приведу здесь еще несколько таких, которые обрисовывают небольшую часть исторического быта чеченцев.
В Чантинском или итум-калинском (по местному выговору «Итон-каллой») обществе рассказывают две истории о происхождении своих родоначальников. По одной из них, некто Лазари, происходящий из князей Грузии, пришел оттуда на р. Чанты Аргун и здесь, при слиянии с нею речки Чанты-ахк, построил жилище в виде четырех этажной башни. В те времена было несколько выходцев из Грузии, поселившихся по долине реки Чанты-Аргун. В сел. Какадой теперь даже показывают древнее грузинское христианское кладбище.
Грузинский царь, объезжая свои владения, прибыл к Лазари, прожил у него три дня и выдал грамоту, подтверждающую его княжеское происхождение, наравне с другими знатными родами Грузии, и дающую право прямого доступа к царю. Грамота эта переходила из рода в род. Шамиль, распространя свою власть в Чечне, признал Алдама Махомаева, прямого потомка Лазари, за одного из самых влиятельных родоначальников в Чечне и назначил его своим наибом. Грамоту же отобрал от Алдама и сжог на глазах его, сказав при этом: «Я тебя назначаю наибом и никакой грамоты тебе больше не нужно!» Шамиль боялся, как бы Алдам не начал сноситься с Грузией. Потомки Алдама и теперь живут в селении Цамадой, Тазбичинского старшинства.
По другому рассказу, родоначальником Чантинцев был некто Итум Люнгиев, княжеского рода, выходец также из Грузии; от Итума был Джали, а от него Барз-гар, Багомат-гар, Эжи-гар, Хаматы-гар и Муртаз-гар , которые расселились по разным местам бассейна р. Чанты-ахк. Когда пришел Итум, то застал здесь коренных жителей, называвшихся «дардыхоевцами», родоначальник которых «Купина» пришел из Сирии. Затем чантинцы и дардахоевцы смешались в одно общество.
Многие общества, начиная от с. Барзой, находящегося близ с. Шатиль, вверх по р. Чанты-Аргуну, ведут свое родопроисхождение из Грузии.
Народная фантазия украшает приход сюда Итума следующей легендой. Итум был охотник. Однажды он зашел далеко от своего жилища в глухую безлюдную, лесную долину р. Аргуна. Звери и птицы не боялись человека. Был теплый весенний день, все благоухало на лоне девственной природы. Утомившись, Итум лег отдохнуть на одной поляне и заснул. Когда проснулся, то увидел, что на его палке поставленной им ласточки начали свивать гнездо. Это был хороших признак, и Итум пошел домой, забрал все свое имущество и близких родных и переселился в новое место, где зажил счастливо и богато. Здесь было христианство; в числе домашних животных были свиньи и теперь даже указывают места огороженные камнями, куда загоняли на ночь свиней.
По сказаниям общества с. Нахчи-келоя, основателями их селения и смежного с ними с. Чебахкероя, были два брата: Хусейн и Хосан. Происхождение их такое: у какого-то Сирийского царя или князя был введен новый закон: кровной мести не допускать, но вместо этого – предавать казни убийцу. Первый, на котором должен был быть исполнен этот закон, был сын самого царя, – Нашо. Мать не позволила привести в исполнение приказ мужа казнить сына, сказав: «Я имею также права на сына. Пусть суд рассудить!» И суд присудил выселить его. Нашо поселился в Нашхоте; у него было 7 сыновей: 1) Чанто, в свою очередь поселившийся в сел. Чанты (сра. Расск. Чантивцев), 2) Хакко поселившийся в с. Шатое, 3) Келой – в Келое, 4) Макожое, 5) Гуни – в с. Гуни; 6) Алды – в с. Алды (1-го участка Грозненского округа) и 7) остался в Нашхое.
От Келоя произошли вышеупомянутые основатели селений Нахчикелой и Чебахкерой. От Хусейна, через шесть поколений, происходит Таймаз Альбеков, старик около 80 лет от роду; живущий ныне в с. Нахчи-Келой.
В селениях 4-го участка Грозненского округа, расположенных на р.Шаро-Аргуне, рассказывают историю проихождения от двух братьев: Шаро-хана и Хакмадоя, выселившихся сюда также из Сирии. От первого последовательно произошли: 1) Шауло-хан и 2) Цоган (лисица), у Цогана было шесть сыновей: Перела, Лур-Магомат, Коса, Хунчи, Ганош и Мешел, от которых пошли шесть родов шароевцев, например, от Мешела последовательно были: Башта, Айты, Айтемур, Бер (государственная недомка), Кур-Магмат, Омар, Алхан и Изн. В восьмом поколении происходит Изи Алхан и Изи. В восьмом поколении происходит от абу-Муселима-шейха, первого распространителя ислама в Дагестане. По записям, ведущимся по-арабски пятидесяти двух летним Магоматом Алиевым прямым потомком шейха, он пришел в Дагестан в 111 году Магометанского или 693 г. христианского летоисчисления. Священный для магометан прах его покоится в Джаи, Аварского округа. Восемь поколений насчитывает Магомат Алиев со времени прихода его предка из с. Хакароя, того же округа, в с. Химой. Сначала пришел Ибрагим, от него произошли последовательно: Ражабилло (июльский сын), Амир, Ражабилло. Али, Рожаб, Али и Магома.
По арабским писателям, Абу-Муселим был полководец в арабском войске, покоривший в конце VIII века страну Лакзов ил Дагестан.
Большое Макажоевское общество, 5-го участка Веденского округа, ведет свой род от Турача, выходца из Нашхоя. От него были: Чермахо, Чожир, Масхут, Сурхо, Амахи, Иса, Али, Рожаб, Амет-хан и наконец Або, ныне живущий старик 90 лет.
Смежно с группой с. с. Макажоевского общества есть небольшое (27 семейств) селение Тондухой. В нем здоровый и бодрый старик 75 лет, Дарго Ильясов, ведет свой род в 10-м поколении от Сурак-хана, происходящего из рода Грузинского царя Ираклия. Джайлинский князь хотел наложить дань и воевал с ним, но потомки Ираклия не подчинились, говоря: «Мы царского рода Ираклия»!
Вот его предки: Сурак-хан, Сарка, Хольчи, Ашил, Мирза, Магомет, Тел, Хунул и Ильяс. Шамиль казнил отца и брата Дарго и 13 человек других за их знатное происхождение.
Характерен рассказ о родоначальнике Бугороевцев, составляющих часть общего рода «Дзумсой». Ведут они свой род от того же рода, из которого происходил Пророк Магомет. Первого пришельца сюда звали Шамиль-ханом; от него последовательно произошли: 2) Цогуль-хан, (строитель башни Цогуль Баилишки), 3) Баташ (значит рот), 4) Дока (ива), 5) Гоур (лошадь), 6) Эльдар-хан, 7) Чутар (поместился), 8) опять Чутар, – есть предание, что этого Чутара хотел покорить под свое подданство Джайлинский князь и наложить дань по 1 барану со двора, но Чутар не покорился, сказав, что он сам князь, – дальше идут: 9) Муртавали, 10) Джемасаг, 11) Арсан-Гирей и 11) Джант, рассказчик 45 лет, служащий в местной милиции.
Переселение из Шаами, т.е. Сирии, совершили пять братьев, по случаю присеснения их там каким-то царем. Из них, пришли на Кавказ только два брата. Один их них Шаухал-хан поселился на р. Тереке – от него произошли Тарковцы, а другой – Шамиль-хан, пришел для поселения в ущелье р. Дзумсой.
В с. Гули-кале одни сказали, что родоначальник их выходец из Сирии, но имени его они не знают. Другие же ведут свой род от русского которого звали Орсой; от него последовательно были: 2) Умар, 3) Али, 4) Амер-хан, 5) Хушпар, 6) Хасан, 7) Хасен-хан и 8) Солол-хан, рассказчик – 40 лет.
В селении Баулой, находящемся на левом участке р. Чанты-Аргун, рассказали свою родословную так: Основал это селение некто Гунашель, выходец из с. Хакароя, Дагестанской области, переселившийся сюда, избегая кровной мести. Он был родом из кумык, переселившихся в Хакарой еще раньше также по кровной мести. От него последовательно произошли: Боты, Беды (крыша), Яски, Хонкор (значит – турецкий султан), Конакалк (хороший мужчина), умерший во время большой чумы, от его брата Гишки был Ажи, Уми; у двух братьев этого рода, нынешних представителей его большой рост, бороды окладистые, лапотой.
Селения Никарой, Кенухой, Басхой и Горой происходят от Бирача, – значение этого слова не знают, такого имени чеченцы теперь не дают. Бирач был сильный знатный человек живший в башнях Кирды, при впадении р. Никарой-акх в р. Чанты-Аргун. Он получил дань с Маистовцев и Маихастинцев, составлявших смесь чеченцев с грузинами и ныне живущих в Тионетском уезде Тифлисской губернии; в то время, когда он жил, оружием служили стрелы и луки.
От Бирача произошел: Бичи, – значение слова чеченцы не знают, имя и теперь дают без спроса муллы, – от Бичи был Аржолик (темнота), потом Эда, Тилло (значение слов не знают), Каи-Карк (крикун), Алхазурк (птица), Аказак, Акай (значение не знают, такое имя дают и теперь), Цоцарк и Хецик, рассказчик, бодрый, здоровый старик 80 лет. Бирач был выходец из Грузии. Дочь его вышла замуж за сына Итума, основателя селения у Евдокимовского укрепления.
С. Ушни состоит из коренных жителей, именуемых в народе «Терлоевцами». Они здесь всегда жили. Первый человек, которого они помнят, был Мита, от него были: Сеси (черви у баранов), Бузи, Сейк, Бошк (кадушка), Сейк, Хажи-Багомат и Мурат Хаджи, рассказчик, бодрый старик 60-ти лет. Предки говорили, что старинные кладбища были их фамильные. Они были христиане, ели свинину. Недавно только введено у них магометанство, и они бросили старину.
Во всех приведенных родословных, колена в точности перечислены поименно. Только в некоторых случаях, здесь не указанных, настоящие представители говорят, что забыли имена нескольких, не особенно выдающихся, своих предков.
Надо отметить ту общую характеристику родословных, что ее ведет не все население, а только кто-либо один. Остальные же жители ничего о родопроисхождении своем не знают и на задаваемые им вопросы обыкновенно отвечали: – «Мы позовем такого-то, – он все расскажет».
Все лица, ведущие свою родословную, резко отличаются, по своему типу, от остальной массы населения. Тип этот всего более подходит к семитскому. У него характерный средний горбатый нос, длинная борода с завитками, широкий лоб, светлое лицо, карие глаза, постоянно выражающие настроение владельца. Некоторые из этих лиц имеют высокий рост и широкую бороду. Этого типа людей, сравнительно, очень мало.
По р. Чанты-Аргуну и частию по р. Шаро-Аргуну ясно видна примесь грузинской крови. Здесь часто видишь большую круглую голову, большой прямой нос, темно-карие глаза, черные волосы, смуглую кожу, рост вообще выше среднего и много людей до 2-х аршин 12 вершков ростом. Часто широкоплечие костистые.
Главная же масса всего населения, особенно в северных частях исследуемого района, представляет совсем другой вид. Это люди большею частью среднего, изредка выше среднего роста; чаще всего поджарые. У них лицо чистое, небольшое, продолговатое, голова небольшая, глаза преимущественно серые и только частию серо-карие, волосы темные, изредка темно-русые и даже русые; борода небольшая, козловатая, клином загнутым назад, вершка 1 ½ – 2 длинныность немного больше умеренного, но и не большой. Весь облик чеченца очень сильно напоминает обычный тип Мефистофеля.
Высказываемое некоторыми исследователями наблюдение, что у чеченцев лицевой угол равен 73, но встречаются лица с углом 84 и даже 87, очевидно, относится к вышеуказанным группам населения, при чем грузины, арабы и евреи обладают боьшим лицевым углом, а главная масса населения – меньшим. Последняя группа, по моему мнению, и есть то коренное племя, которое именует себя «нахчи», «люди», «народ».
Чеченский язык – гортанные, носовые с придыханием звуки, которые нельзя выразить нашим алфавитом. В конце записки я привожу несколько десятков чеченских слов; при этом не ручаюсь за то, что некоторые из них не искажены.
Из 45000 тыс. душ населения, по меньшей мере, четвертую часть я видел лично и мог хорошо отличить вышеописанные типы. В коренном типе наблюдается какое-то племя, быть может одно из тех, которые входили в состав Хазарского царства. Главная масса его племен вытеснена была с Прикаспийских равнин на запад, а часть их засела в неприступных ущельях гор. В разговоре с чеченцами часто приходилось слышать от них выражение: «это было во время большого передвижения народов», которое, по всей вероятности, относится к нашествию в XIII-м веке монгольских и татарских орд Чингис-хана чрез Каспийские ворота, т.е. чрез г. Дербент на юг нынешней России.
Из вышеизложенного ясно, что значит «родоначальник» у чеченцев. Это прежде всего люди пришлые и с самого начала поселения совершенно чуждые коренному населению. Они были единицы в сравнении с массой населения. Только грузины, вследствие своей близости и естественным путем по р.р. Арагве и Чанты-Аргуну, могли смешаться в значительно большом числе. Самая верхняя часть р. Чанты-Аргун входит в Тифлисскую губернию, примыкая к ней и по этнографическому своему составу, в котором преобладают племена более родственные грузинам, чем чеченцам, хотя экономическая их жизнь более всего тяготеет к низовьям этой реки.
Прочие «родоначальники» были в Сирии и, быть может, Аравии. Грузины распространяли христианство с юга, а арабы после них магометанство, с востока из Дагестана и с запада из местности Нашхой. О христианстве остались теперь лишь одни воспоминания, особенно живые по р. Чанты-Аргуну. Само собою разумеется, что все эти «родоначальники» потеряли свой грузинский, арабский и еврейский язык и стали говорить на одном чеченском языке, получившем все-таки незначительные словарные позаимствования и оттенки в произношении, на юге от грузин и на востоке от тавлин или вообще дагестанцев.
Вследствие вышеизложенного слову «родоначальник» надо присвоить такое понятие, что это есть не лицо, от которого произошли все остальные лица, а именно «начальник» известного, существовавшего уже рода. Этими родами и были в действительности целые группы лиц основного народа, который, к сожалению, не сохранил у себя прочных преданий о происхождении.
Все арабские «родоначальники» и у чеченцев насчитывают в среднем выводе 9 – 10 поколений, со времени прихода в Чечню. Если взять за средний возраст родоначальника 80 лет, – что не будет много для горца, достаточно обеспеченного матриально и умеренного в жизни, – то найдем, что поименнованные родоначальники пришли сюда в XII – XIII веках. Следовательно, прошло 400 – 600 лет, когда магометанство начало распространяться здесь от берега Каспийского моря где оно было введено еще раньше. Это определение времени совпадает с указаниями других исследователей. В промежуток времени 400 – 600 л. В Чечне могло быть наибольшее культурное влияние с Юга – Грузии и с Севера – Хазар, чему способствовал естественный путь по р.р. Арагве, протекающей в Грузии, Чанты-Аргуну, – в Чечне.
Дагестанский горец в своих песнях упоминает остальном мече, с написанным приветствием Пророку, о крымской или мажарской винтовке, как предметах своего вооружения. В этом видно влияние севера и юга. Все это может относиться и к Чечне, потому что сходство быта Дагестана и Чечни очень велико.
Выходцы из Грузии и Сирии дали местным туземцам орудия обработки земли, оружие, устройство жилищ, образцы предметов домашнего обихода и музыкальные инструменты и проч. Везде видишь, покинутые уже феодальные башни «родоначальников» и скученные у подножия их маленькие, с плоскими крышами, домики простого народа «нахчи», отдавшегося под их защиту. Примитивный плуг, борона – метла, доска для молотьбы и перетирания соломы; барабан, бубен, рожен, скрипка и балалайка, – все это так живо напоминают грузинскую жизнь. В языке чеченцев имеется много грузинских слов. Есть арабские, армянские и русские.
С. Баратов в истории Грузии говорит, что «в ней еще с древнейших времен, введено правителями право поземельного владения частными лицами, из сознания, что оно вместе с чувством патриотизма создает материальный расчет с большей энергией защищать свое отечество». Точно также и в Чечне право собственности на занятые по праву первого займища земли, как это увидим дальше, установлено и развито с незапамятных времен, очевидно под влиянием Грузии.
III. Физическое строение края. Почва. Растения и животные.
Внешний вид края. Исследуемый район, по географическому положению, расположен между 42 26 30 – 43 1 40 северной широты и 63 0 – 63 50 восточной долготы. Он граничит с юга Тифлисскою губерниею и Дагестанскою областью, а с другими сторонами входит в состав Терской области. Большая часть района обнимает бассейны рек Чанты-Аргун и Шаро-Аргун и только незначительная часть (на востоке) принадлежит к бассейну р. Андийское-Койсу, Дагестанской области. По всему району, приблизительно с юга на север, проходят две главные выше упомянутые реки и соединяются в северной его части. Здесь эти реки в последний раз прорываются горы в подножии их и выступают наконец на Чеченскую плоскость.
Река Чанты-Аргун берет начало верстах в 30 за границами района (в Тионетском уезде, Тифлисской губернии), на северо-восточных склонах главного Кавказского хребта. По этому в пределах района она имеет уже вид довольно широкого, 20 – 30 с. горного потока, имеющего наибольшую глубину, не превышающую сажени. Только местами, в узких, около 5 саж. Ширины, каменистых руслах, река имеет в 2 – 3 раза большую глубину. На всем 70-ти верстном протяжении, ущелье реки только в трех местах, – а именно у с. Шатоя, с. Ушколоя и с. Итум-кале несколько расширяется, образуя узкую долину. На остальном же протяжении она течет в тесных, с отвесными почти скатами, ущельях.
От границы Тифлисской губернии ущелье это на протяжении 60-ти верст с 480 саж. над уровнем моря понижается до 184 саж., т.е. имеет падение 296 саж., или в среднем около 5 саж. на версту. В частности же, от границы Тифлисской губернии до с. Итум-кале смежного с Евдокимовским укреплением, она падает по 5,5 саж., в средине течения до с. Муст-кале по 10 с. на версту и в нижней части от 4-х до 15 саж. на версту.
Река Шаро-Аргун берет начало в пределах района, с высших точек Андийского хребта, поднимающегося до 2000 саж над уровнем моря. У самого крайнего с. Кетче, расположенного в глубоком и узком ущелье этой реки, в 6 -7 верстах от поименованного хребта, ложе реки имеет 863 с. над уровнем моря; при впадении справа р. Хулундой (близ с. Кобос) падение ее на 9-ти верстном протяжении по 22 с на версту; дальше на 11 верст, до с. Хиной, падение по 10 с. на версту; еще через 12 верст, при впадении слева р. Кулой-ахка высота над морем 420 с., т.е. река здесь падает по 13 саж. на версту; затем на следующих 21 верстах она падает по 8 саж., а еще через 15 верст до соединения с Чанты-Аргуном – по 4,3 с. на версту. Всего же на означенном протяжении 68 верст река эта имеет падение 684 саж. или в среднем около 10 с. на версту. Чанты несет значительно меньше воды чем Шаро-Аргун. Ущелье его только в районе с. с. Шароя и Хакмадоя несколько расширяется, давая сравнительно больший кругозор. В остальных же местах все стиснуто в крутых склонах (не меньше 30 – 40°) обеих сторон реки.
Реки Шаро-Аргун и Чанты-Аргун прорывают две поперечные возвышенности гор; одну к средине своего течения и другую при выходе рек на равнину. В этих местах бока ущелий имеют особенно большую крутизну, до 45° – 50°. Они настолько круты, что с шоссе не видно бывает самого ложа реки; воды ее, стесненный скалистыми боками, мчатся внизу с большою быстротою, в узких коридорах. Особенно длинны такие ущелья-коридоры на р. Чанты-Аргун ниже с.с. Ушкалоя и Шатоя и на Шаро-Аргун ниже с. Дой и с. Шаро-Аргун.
Хребет, разделяющий эти реки, начинаясь с Андийского хребта на высоте 2000 с., имеет в средней части 1200 с., а близ соединения рек опускается до 590 с., откуда постепенно, но все же круто, сходить на равнину. Покатости с этого хребта к правой стороне р. Чанты-Аргун вдвое длиннее покатостей, спускающихся к левой стороне реки Шаро-Аргун. Такой же характер имеют покатости к левой и правой сторонам этих рек от других водораздельных хребтов, т.е. к р. Чанты-Аргун они длиннее, чем к Шаро-Аргун. Характер и крутизна этих покатостей от этого изменяется незначительлно, потому что ложе реки Чанты-Аргун, в средине течения, лежит на 300 с. ниже ложа р. Шаро-Аргун. Все же, несмотря на эту уравновешивающую падение скатов величину (300 с.), покатости к Шаро-Аргуну круче, чем к Чанты-Аргуну.
Вторая общая черта покатостей та, что те из них, которые обращены к северу значительно круче других.
Главные реки имеют довольно многоводные притоки. Самые значительные из них впадают в р. Чанты-Аргун с обеих ее сторон, именно: Ций-ахк, бассейн которого равен около 205 кв. верст, Нихарой-ахк – 70 кв. вер., Хачерой-ахк – 88 кв. вер., Док-ахк – 84 кв. в. и проч. Р. Шаро-Аргун имеет справа только два таких же по величине притока, это р. Хулундой с бассейном – 89 к. в. и Аржи-Ахк – 95 к. в., а из остальных, значительно меньших, можно указать на Кулой-ахк – 50 кв. в. и Нижелой-ахк – 43 к. в.
Бассейны больших и малых притоков соединяют с главными реками, в большинстве случаев, узкими ущельями, почти отвесные склоны которых от подножия до вершин имеют часто более 300 с. высоты. Эти ущелья составляют единственные и зачастую труднодоступные проходы в верховья бассейнов речек.
Кроме вышепоименованных, выдающихся по величине речек, все скаты гор изрезаны более мелкими балками, впадающими как в главные реки, так и в притоки их. Во всем районе нигде не встречается ровных террас и площадей. Даже долины главных рек представляют не долины в точном смысле слова, а узкие щели.
Более расширенные части долин находятся в окрестностях слободы Шатой и селений Чишки, Дачу-борзой, Итум-кале, Шарой и Хакмадой с их отселками. По мелким же раечкам такие покатости имеются в селениях Хиндой, Босохой, Макажой и Харкарой. Кроме этих выдающихся по незначительности покатостей местностей, площади некоторых все же очень незначительны, надо принять как правило, что в вершинах бассейнов большинства речек встречаются небольшие площадки со склонами до 30°. Да и то они здесь представляются только как контрасты с крутыми ущельями самих русел речек особенно при соединении их с главными реками.
Орошение. Вся площадь исследуемого района орошена более чем достаточно. По малым даже балкам, круглый год бегут ручьи; встречается много ключей, способствует этому то обстоятельство, что воздушные течения приносят с Каспийского и Черного морей много влаги. Горы же, поднимающиеся от 1200 до 2000 саж., массивны и холодны, а потому влага оседает на них чисто механически, наподобие того, как графин с холодной водою, внесенный летом в комнату, покрывается влагой из воздуха. При значительной же насыщенности воздуха и охлаждении его в верхних слоях, часто выпадают дожди, усиливающие насыщенность земли водою и временно увеличивающие величину речек и рек. Но кроме этой часто механической роли гор, которую они играют в орошении, необходимо указать и на другой фактор, имеющий значительное влияние на притяжение влажности, – это известковый состав гор. Как известно известь вещество гигроскопическое, а потому она впитывает в себя влагу воздуха, проникающего во все расщелины и поры гор.
Избыток влаги, собираясь в мелкие струйки, пробивается по пластам земли на поверхность ее. Вследствие этого в горах часто встречаются на высоте от 800 сажен и выше, далеко вне пределов лесной растительности, так называемые «мочаки» напитанные как губка, водою верхние пласты земли, дающие начало ручьям, пробивающимся прямо из-под верхнего слоя ее целыми потоками.
Однако из всего этого нельзя еще заключить, что растительность, особенно культурная и древесная, не нуждается во влаге. Для этой растительности необходимы выпадающие периодически дожди. Без них не возможна их жизнь.
В хорошие годы дожди, действительно, выпадают очень благоприятно для роста растений: только что начинает высыхать земля и растения увядать, как опять пойдет дождь и оживит все. Из всех выпадающих здесь дождей двух-трех достаточно было бы, для поддержания растительности в хорошем виде, если бы, для поддержания растительности в хорошем виде, если бы влага задерживалась сколько-нибудь в почве. Но этого не бывает вследствие крутизны горных скатов: по ним дождевая вода быстро стекает вниз. А если ее выпадает сразу много, то она причиняет даже непоправимый вред, потому что смывает возделанные земли вместе с посеянными на них хлебными растениями. И вот для благоприятного роста их необходимы дожди небольшие и часто повторяющиеся, но такие благоприятные годы бывают не всегда. Кроме этого одного неблагоприятного условия для жизни растений, бывает и другое, – это сухие годы. Они случаются приблизительно один раз в течение 4-х лет. Такие годы гибельны для растений, животных и людей. Хотя, по-прежнему, речки и реки не иссякают, но они не дают жизни природе. Хлебные растения и подножный корм высыхают, и человек подвергается бедствиям неурожая.
Воды содержат в растворе некоторые соли и от примеси извести жестковаты, а р. Чанты-Аргун, кроме того, имеет большую примесь серной воды от источников, впадающих в него ниже с. Ушколой. Кроме серных других минеральных источников нигде не встречалось.
В восточной части района воды совершенно пресны, но также жестковаты от примеси извести. По анализу воды озера Кезеной-лам, произведенному в 1904 г. приват-доцентом К. Харичкиным, в ней оказался твердый осадок 0,1362 грам. на литр воды. Главные составные части – углекислая известь и углекислая магнезия. Солей щелочных металлов не оказалось; найдены медь и железо.
Геологическое строение. По геологической классификации горных пород произведенных специалистами, данные местность относится к мезозойской группе, юрской системе, нижнему отделу ее. Здесь, в западной части района, приблизительлно на ¾ площади его господствуют бурая и черная юра, на восточной же ¼ части, по бассейнам р.р. Кулойахк, Аржи-ахк и частию Нижелой-ахк и в окрестностях озера Кезеной-лам, залегает белая юра (смот. Геологическую карту России, издан. Геолог. Комит. 1897 г., и Геолог. Иностранцева, т. 1).
Первые два отдела (бурая и черная юра) характеризуются преобладанием рухляков, сланцеватых и обыкновенных глин, известняков и песчанников, большею частию серого и бурого цвета; в третьем же отделе преобладают белые плотные известняки.
Рухляки и сланцеватые глины залегают преимущественно на юг от параллели с . Ушколой; на севере от с. Николой к рухлякам и глинам примешиваются белый известняк и песчанники. Горные же возвышенности, проходящие между этими селениями с северо-запада на юго-восток и называемая «Велодук», состоит из известняков, песчанников и кварцевых пластов. Небольшие пласты песчанника встречаются и на высших точках водоразделенного хребта между р.р. Чанты-Аргун и Шаро-Аргун.
Рухляки или мергели, слоистые глины и частию песчанники легко выветриваются, рассыпаются и разлагаются, образуя такие слои земли, легко сносимые дождем в долины рек и на плоскости в подножии гор.
От этого реки Чанты-аргун и Шаро-Аргун, притоки первой реки с обоих сторон и притоки второй слева, почти круглый год несут мутные темного цвета воды. Некоторые же речки во время дождя из мутных превращаются через полчаса буквально в грязные потоки, с большою стремительностью бегущие вниз сразу большим валом, размывающим берега, сносящим все на своем пути и заносящим русла внизу целыми пластами обломков камней и глины. В настоящее лето речка Баулой=ахк, имеющая бассейн около 32 к. в., после одного из сильных дождей, до того много снесла с покатостей сразу глины и камней, что запрудила большую и стремительную р. Чанты-Аргун, образовав целую возвышенность при соединении с нею. Само собою разумеется, что Чанты-Аргун через час опять проложила себе путь по-прежнему руслу.
На восточной части района воды речек размывают белые известняки, а потому имеют белые цвет. Таковы например, р. Кулой-ахк и р. Аржи-ахк. Воды здесь молочно-белые. Вообще говоря только замой, когда верхние покровы земли не смываются, воды рек светлеют.
Вследствие такого загрязнения, вода рек и речек не годна для питья людям и даже животным и жители пользуются везде родниковой водой.
Из полезных ископаемых встречаются: известь, цементный камень, кварц, гончарная глина и песчанник годный на постройку. Из руд металлов имеется, в верховье р. Ций-мой, или Тюй-лой, медная руда, о богатстве залегания которой производились в это лето специальные исследования с целью эксплуатации их.
Почвы. По обзоре всех местностей района, я составил следующее представление об образовании почв.
При первоначальном поднятии земной коры, образовавшем Кавказские горы, они не имели таких глубоких ущелий, какие мы видим теперь. На них были белые или менее глубокие впадины и складки по покатостям, понижающимся в обе стороны хребта. В эти впадины и складки, тогда, как и теперь, сносились дождями выветрившиеся и разложившиеся частицы горных пород, с тою лишь разницею, что теперь они уносятся реками в низовья равнины и в Каспийское море, а тогда частицы земли большею частью осаждались в падинах и складках гор, и только незначительная часть их сносилась к подножию гор.
С течением времени горные воды постепенно стали промывать себе стоки с покатостей и, делая их все глубже и шире, они образовали настоящие ложа рек, речек и балок. Такой ход дела ясно виден по оставшимся следам деятельности воды: древнейшие отложения, о которых сказано выше, наблюдаются во многих местах склонов гор; они лежат незначительными пластами на юрских породах как близ вершин гор на высоте 1000 с., так и много ниже. Отложения наблюдаются на везде: там, где были размывы водами горных пород, образовавшие реки и балки, осадков этих нет, потому что они давно уже смыты водами и унесены ими на равнины. Во многих местах отложения сползли в реки по крутым покатостям размывов; этому сползанию много содействуют источники, просачивающиеся между горною породою и отложениями; от этого последние легко скользят вниз, что наблюдается во многих местах и теперь.
Между тем первостепенную важность для жизни растений, животных и человека представляют в данной местности именно вышеупомянутые отложения. Где их больше сохранилось, там условия жизни лучше, потому что только они и составляют почву удобную для произростания трав и обработки под хлебные растения.
Новейшие отложения относятся к лессам, представляющим суглинки, содержащие углекислую взвесть. В них видна характерная способность леса долго поддерживать вертикальность обрывов. Вот многих местах эти слои не имеют обломков камней. Большинство же их перемешано на половину и больше с мелкими в 1 – 2 вершка в поперечнике и крупными (до 1 аршина) камнями, что служит большим препятствием к их обработке. Часто видишь целые груды, на подобие больших курганов, сложенные из таких камней при очистке от них разрабатываемой человеком в течение долгого ряда лет земли.
Остальные почвы мергельные, то есть содержащие углекислую известь в смеси с глиною от 20% до 60 %.
Неудобные земли. Наконец встречается множество мест, совершенно не прикрыт отложениями, или хотя и прикрытых, но очень тонким слоем земли, составляющий ежегодный продукт разложения верхних частей горных пород. На них не заметно почти никакой растительности; если же она и есть изредка, то имеет самый жалкий вид, это или не годная для корма скота сорная трава, или колючие и корявые кустарники. Такие места не годны к хозяйству.
Оценивая пространства, занимаемые теми и другими землями, я пришел к следующим выводам.
Хозяйственно-топографические съемки земель нагорной полосы, произведенные чинами местной межевой части и составляющая капитальнейший труд, не представляют однако же данных, для того чтобы судить о их площадях . На этих съемках все-то, что не составляет пашни, сенокоса, леса, скал и голых каменистих осыпей, – обозначено выгоном, следовательно и все вышеозначенные, совсем не удобные для хозяйства местности, показаны также выгонами. Но под выгонами принято подразумевать такие местности, которые не годны для пашни и сенокоса, но годны для пастьбы домашнего скота. Означенные же крутости для пастьбы скота не годны, а потому их надо бы обозначать на съемках выгонами совсем не годными для пастьбы. Но такого знака нет в употреблении при отделке планшетов съемки, а потому все показано одинаковой ценности выгоном, и чтобы судить о качестве их, надо произвести особое исследование к натуре. На мой взгляд, если за единицу владения взять владение земельного общества, то, по глазомерной оценке, оказывается, что во всех обществах 4-го Грозненского и во многих таковых же 5-го Веденского участков, в одних две трети и в других половина земель, находится именно под такими не годными ни к чему выгонами.
Климат. Из предыдущего описания видно, что данный район находится под среднею параллелью 42° 44´. Параллель эта проходит южнее г. Владикавказа на 18´. Между таем климат здесь значительно отличается от климата города, – он значительно суровее его потому, что горы, заполняющие всю местность, слишком высоки. Г. Владикавказ находится на 3447 саж. над уровнем моря, долина же р. Шаро-Аргун при означенной средней широте ниже Владикавказа на 80 саж. Казалось бы, что и это обстоятельство должно бы делать климат местности теплее; но вокруг Владикавказа расстилается широкая долина и горы находятся от него далеко, тогда как долины главных рек района, – узкие и глубокие ущелья, окруженные горами, от 500 до 200 с. высоты. О высоте целой массы гор района можно судить по следующему наглядному представлению. Если бы срезать все вершины их и заполнить ими все ущелья, то получилось бы одинаково во всех точках возвышенное плато, высотою над уровнем моря до 600 с. Эта высота и сама по себе слишком умеряла бы температуру воздуха. Если же мы примем во внимание, что долины рек и речек очень узки, а окружающие их хребты гор вдвое выше приведенной сейчас вредней высоты теоретического плато, и что долины идут в направлении с юга на север и, следовательно, подвержены холодным воздушным течениям, то станет понятно, почему здесь только в конце Августа месяца созревают травы и начинают наливаться хлеба, кукуруза же вызревает в начале лишь сентября, на месяц и более позже, чем на равнинах, лежащих к северу.
На горных вершинах, от 1000 саж и выше над уровнем моря, в конце Августа выпадает снег. Во все летние дни мною наблюдалось с утра течение холодного воздуха снизу вверх, по долинам рек, усиливавшееся к полудню до степени довольно сильного ветра.
Это явление я объясняю тем, что к полудню воздух на горных вершинах нагревается и поднимается вверх, на место же его стремятся нижние слои воздуха с ущелий рек и с равнин. В местностях, занимаемых южными обществами, под перевалом через Андийский хребет, каковы: Хильдихоевское, Сандухоевское и Хулундоевское, где горы поднимаются от 1300 до 2000 саж., зима господствует 6 – 7 месяцев в году. Выпадающие снега по большей части площади района, прекращают всякое сообщение между селениями по горным обрывистым тропам.
Наблюдений температуры воздуха и измерений количества атмосферических осадков не производилось, а потому точных данных о них привести не возможно.