쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Дударовы

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Ингушская фамилия. Проживают в разных населенных пунктах Ингушетии. Согласно Дахкильгову разного происхождения:

Дударовы — в Яндырке три семьи от Дарсиговых — Полонкой; базоркийские — птр. Сампиевых — Леймой; в Назрани проживают Дударовы — Мохлой, Дударовы из Кантышево?

Также много спекуляций на тему происхождения Дударовых в Осетии. Но недавний тест ДНК осетинской ветки показал местную для тех мест гг.
Осетинская версия происхождения фамилии такова:

- Магомет Гамидович, разъясните пожалуйста вопрос о происхождении Дударовых, как это дошло до вас от ваших старших. Насколько близка ингушская ветвь, поддерживаете ли вы контакты?
Ближайшие родственники Дударовых — Слоновы. Мы даже не æрвадæлтæ, мы одна фамилия. Произошли мы от одного предка, его звали Инал, [В архивах также встречается форма Илал - прим. ред.] и нас в те времена называли Иналтæ, Иналы фырттæ. И была такая история, кратко расскажу. В те годы мы жили в Чми и Джейрахе, все это были осетинские земли. И у нас были родственники кабардинцы Мулдаровы, их мальчик был отдан нам на воспитание, был раньше такой обычай. И в один из праздников, я не знаю какой именно, варили бæгæны, и он упал в котел. Тогда по-другому æто обустраивали, котел был почти на уровне земли, и он туда упал. Когда его хватились, нашли, от него остались уже одни кости. Кабардинцам об этом не рассказали, просто сказали, что ребенок заболел и умер. Время прошло, как-то они примирились с этим, но потом им кто-то рассказал, дескать, они вам сказали, что ребенок заболел и умер, а на самом деле они сами его погубили.
Тогда кабардинцы приехали и попросили показать им могилу мальчика, выкопали они его и увидели, что там на самом деле только кости остались обваренные. После этого фамилию нашу они почти истребили. Мулдаровы — это сильная, княжеская фамилия, много их тут было, и все, кого называли Иналы фырттае, всех, кого смогли, они истребили. Одна только была  невестка у нас Мулдарова, которую они увели с собой на равнину, и спустя какое-то время оказалось, что она беременна, сразу этого не было видно. Время проходит, уже вот-вот появится ребенок, и она понимает, что его убьют скорей всего, особенно, если мальчик родится,  и она сбежала от них. Как добиралась, не знаю, в общем какой-то пастух ей помог, спас и ее и ребенка. Мальчика назвали Дудар, и они поселились в башне Инала, это по дороге между Редантом и Чми.
Какое-то время они там пожили, и как он подрос, мать говорит ему, надо нам поближе к людям перебраться. В Чми было опасно, там никому они не могли доверять и решили пойти дальше в Джейрах.
Парень рос крепкий, сильный, выделялся среди сверстников, но, как это бывает, подшучивали над ним, что отца у него нет, и неизвестно откуда он, чего. Так что его называли Сылоны фырт, то есть рожденный от женщины. И сам он начал задаваться вопросом, как фамилия его, кто его предки и пришел к матери с этим вопросом,  расскажи, говорит, кто я, откуда. Ну мать ему рассказала, что дом твой сожгли, родню убили, как было все рассказала ему.
А Мулдаровы тогда владели землями на равнине, тогда еще Владикавказа не было, все это были пастбища, озеро было там большое. И он спускался к ним, искал Мулдаровых среди них и убивал. У кабардинцев тогда был обычай носить серьгу в ухе, их уæздæттæ имели обычай такой. Он собирал эти серьги, а тела бросал в реку или в озеро. Так он собрал этих серег целую жмень, принес матери и спрашивает, достаточно ли собрал. Мать когда увидела, говорит, что ты наделал, какую беду привел к нам. А кабардинцы к тому времени уже начали искать, куда пропадает их молодежь, и кто-то видимо сказал, где и кого надо искать. Но как-то отбились от них.
Так он пожил в Джейрахе какое-то время, башню построил, два сына у него родились. Старший из них остался там, а младший вернулся  в Чми. Жена первая у него была Мамсурова, потом он на кабардинке женился, или наоборот первая кабардинка была, этого я точно не помню, в общем, от него пошла наша ветвь, а те, что остались в Джейрахе, ассимилировались с ингушами. Там до сих пор несколько башен наших, 4 из них целые, остальные — развалины. Контакты мы поддерживаем в основном по свадебным и похоронным мероприятиям, они нас приглашают, мы их приглашаем. По количеству ингушей сейчас больше. Мы когда собираемся, нас бывает человек 50[мужчин], их только молодежи человек 350 можно собрать.
- Сами они такой же версии придерживаются?
- Я еще когда маленьким был, лет 11-12 мне тогда было,  помню одного нашего родственника ингуша, Касполат звали его. Я был у них как-то в Реданте и помню, как к нему приехали несколько ингушей Дударовых, и они тогда говорили, что мы знаем, что предки наши были осетины,[мах арт цаеуы ирон адаемаей]  и мы все осетины. Я сам лично это слышал. Это было тогда. А сейчас разговор уже другой, у них почему-то резко появилась другая версия. Как-то я с ними попробовал поспорить, но понял, что это бессмысленно и оставил, пусть каждый останется при своем мнении.
Сейчас уже многое утеряно. Старшие наши немного нам рассказывали, потому что в те времена об этом не говорили, репрессии были, гонения. Но то, что я вам говорю, это от них я получил. Был у нас такой Амырхан Дударов, лет 110 он прожил. Он очень любил детей и много чего нам рассказывал, и то, что я знаю, это лишь то, что успел запомнить.

0

2

По общему признанию. Дудар родом из селения Кий или Аки. В Ингушетию вошел он с небольшой дружиной. Для избежания столкновения с местным населением, минуя Цори, он двигался по горным хребтам, граничившим с Хевсуретией. Поселился Дудар в селении Биср, в верховьях реки Арамхи, засватал девушку из фамилии Тумгоевых и женился на ней. В этом селении и теперь сохранилось место, связанное с его именем и названное «Дудар-бей» - луг Дудара. С местными жителями у Дудара произошла ссора из-за земли, и он переселился из Бисра сначала в Салги, где прожил недолго, затем в селение Мекалте, находившееся на левом берегу реки Арамхи, близ Шуана, Имея кровников, Дудар, теснимый ими, продвигался на запад и по пути строил замки близ селений Ляжг, Харпе, Духаргишт и наконец перешел за Терек и поселился в Чми. Находясь в родстве с ингушами, он впоследствии не прерывал с ними дружественных отношений и посещал праздники, совершавшиеся в урочное время возле известных в крае святилищ — Мятцели, Тушоли и Маги-Ерды. То же делали и его потомки еще в XIX веке. Дудару приписывается возведение башен и замков в различных местах; надземных склепов он не строил, так как ингуши запрещали ему это. В замках Дудара после него никто не жил.

0

3

То, что Клапрот сообщает не предания, а реальные факты и описывает реально существовавших лиц, подтверждается  сведениями 70—80-х годов XVIII в., сообщаемыми Гюльденштедтом и Штедером. Первый упоминает Ахмеда и Темира Слонате, живших в Чми в 1771 г., второй также пишет об Ахмеде Слонате, которому подчинялись жители Ларса. [J. Klaproth. Op. cit., Вd II, S. 470; «Tagerbuch», S. 56.] О сыновьях Илальда имеются сведения также в документах 70-х годов того же столетия, называющих Темирсолтана и Ахмата Дударовых. [Дударовыми н Дударишвпли называлась эта ветвь фамилии Слонате в русских и грузинских документах XVIII — начала XIX в. (см. «История Осетии в документах и материалах», т. I, стр. 201; ЦГАДА, ф. 23, д. 9, ч. 5, л. 86 и др.). «Материалы по истории осетинского народа», т. II, стр. 91.]
  Следует отметить, что тагаурские предания не считают Дарьяльское ущелье местом давнего обитания тагаурцев. Одно из этих преданий повествует, что братья Курта и Тага, легендарные эпонимы двух групп осетин, поселившись в ущелье р. Фиагдон, обосновались рядом: Курта — в верховьях реки, Тага — в ее низовьях. После ссоры братьев Тага ушел в ущелье Гизельдона. [Б. В. Скитский. Хрестоматия, стр. 106.] Тагаурские предания, записанные в 40-х годах прошлого столетия, перечисляют 11 фамилий узденей, живших по р. Даргавс, а позднее расселившихся в другие места: Тлате — па Гизельдон, Кондехе — на Фридон, Алдате, Тхосте, Мамсоре — в сел. Даргавс, Тугане — в сел. Тименикау, Есене —на Каурадон, Канукое — в Верхний Кобан, Санаи — на р. Канидон. . Вскоре в это же (Даргавсское) ущелье, как сообщает предание, переселилась почетная осетинская фамилия Дударе. [Б. В. Скитский. Хрестоматия, стр. 100, 101.] Тем самым в этих преданиях фамилия Дударовых не причисляется к исконно тагаурским.
  Таким образом факты, сообщаемые Клапротом, говорят о том, что в Ларсе, Чми и Балташе в начале XIX в. жили потомки осетин, ушедших из Алагирского ущелья и поселившихся до конца 20-х годов XVIII в. на земле, видимо считавшейся ингушской. Последний факт подтверждается сведениями того же Клапрота. «Осетины Слонате,— пишет он,— за пользование землей, на которой находились селения Ларе, Чми, Балташ, издавна платили ингушам подати». [J. Klaproth. Op. cit., Вd II, S. 669.] Однако с усилением фамилии Слонате,  которая увеличивалась благодаря новым пришельцам и беглецам, эта фамилия стала причислять себя к тагаурским осетинам и перестала платить ингушам дань, но продолжала платить ее еще в течение 30 лет малокабардинским князьям Мударовым. «Осетины Слонате,— пишет далее Клапрот,— прекратили платежи кабардинским князьям Мударовым с тех пор, как старший сын Ахмеда из Чима по имени Мисост убил черкесского князя Алкаса Мулдарате, попытавшегося силой увезти сестру Мисоста». Четвертый брат Мисоста — Арсланбег Хасан, кунак и друг черкесского князя, отомстил за его кровь, застрелив своего брата, когда тот спал на сторожевой башне. После этого Арсланбег Хасан убежал к ингушам, среди которых жил со своей семьей уже в 1807—1808 гг. [Там же, стр. 670.] Этот побег к ингушам одного из Слонате совершился, вероятно, не ранее 90-х годов XVIII в., поскольку в документах 80-х годов того же столетия упоминаются представители второго, а не третьего поколения Слоновых. Приведенное сообщение о бегстве Арсланбега Хасана Слонова-Дударова в конце XVIII в. к ингушам и оставшегося у них со своей семьей подтверждает предание об осетинском происхождении ингушской фамилии Дударовых, в настоящее время живущих в ряде селений Ингушетии (Кантышево, Экажево и др.). [Там же.]
  Уход Слонате к соседним ингушам был далеко не единственным случаем такого рода. Клапрот рассказывает, что против Улагцмикау на р. Макалдоне (Армхи) живут две осетинские фамилии в сел. Ширахекау (Джерах), состоящем из двух селений: Цурате и Ленате,— выше которых живут ингуши, граничащие с гудамакарцами и пшавами. [АИЭ, ф. 8, д. 25, л. 87. Материалы экспедиции 1970 г.] Нетрудно в этих фамилиях узнать известные ингушские фамилии Дуровых и Льяновых, впоследствии жителей сел Джерах, Озьми и Фуртоуг. Определить время появления осетинских фамилий в Джерахском ущелье довольно трудно. Однако уже в документах 70-х годов XVIII в. упоминается старшинская фамилия Дуровых, к этому времени жившая в деревне Жарбшимиби (Джерах). [«Материалы по истории осетинского народа», т. II, стр. 102.]

"Осетины"(Волкова)

0

4

,,,,,,,

Отредактировано Джорджик (2017-10-29 12:55:02)

0

5

Джорджик написал(а):

Численность носителей фамилий  Дударовых по Россий всего ; 1,120 чел.

Чечня; 540 ч.
Ингушетия; 300 ч.
Кабардино-Балкария; 100 ч.
Осетия; 60 ч.
Карачаево-Черкессия; 10 ч.
Другие регионы; 100 ч.
всего ; 1.120 чел.

Отредактировано Джорджик (Сегодня 01:27:48)

В Чечне где живут Дударовы? И каких тейпов? Созвучие фамилий нормальное явление

0

6

,,,,,,

Отредактировано Джорджик (2017-10-29 12:55:20)

0

7

,,,,,,

Отредактировано Джорджик (2017-10-29 12:54:35)

0

8

численность заниженная сильно в одном кантышево дударовых больше чем 300чел мужчин

0

9

Чисто в с кантышево зарегистрировано 170 домов

0

10

О люди вы незнаете это тейп с великой истории

0

11

Дударовы в Ингушетии разных тейпов

0