Ингушская фамилия. Проживают в разных населенных пунктах Ингушетии. Согласно Дахкильгову разного происхождения:
Дударовы — в Яндырке три семьи от Дарсиговых — Полонкой; базоркийские — птр. Сампиевых — Леймой; в Назрани проживают Дударовы — Мохлой, Дударовы из Кантышево?
Также много спекуляций на тему происхождения Дударовых в Осетии. Но недавний тест ДНК осетинской ветки показал местную для тех мест гг.
Осетинская версия происхождения фамилии такова:
- Магомет Гамидович, разъясните пожалуйста вопрос о происхождении Дударовых, как это дошло до вас от ваших старших. Насколько близка ингушская ветвь, поддерживаете ли вы контакты?
Ближайшие родственники Дударовых — Слоновы. Мы даже не æрвадæлтæ, мы одна фамилия. Произошли мы от одного предка, его звали Инал, [В архивах также встречается форма Илал - прим. ред.] и нас в те времена называли Иналтæ, Иналы фырттæ. И была такая история, кратко расскажу. В те годы мы жили в Чми и Джейрахе, все это были осетинские земли. И у нас были родственники кабардинцы Мулдаровы, их мальчик был отдан нам на воспитание, был раньше такой обычай. И в один из праздников, я не знаю какой именно, варили бæгæны, и он упал в котел. Тогда по-другому æто обустраивали, котел был почти на уровне земли, и он туда упал. Когда его хватились, нашли, от него остались уже одни кости. Кабардинцам об этом не рассказали, просто сказали, что ребенок заболел и умер. Время прошло, как-то они примирились с этим, но потом им кто-то рассказал, дескать, они вам сказали, что ребенок заболел и умер, а на самом деле они сами его погубили.
Тогда кабардинцы приехали и попросили показать им могилу мальчика, выкопали они его и увидели, что там на самом деле только кости остались обваренные. После этого фамилию нашу они почти истребили. Мулдаровы — это сильная, княжеская фамилия, много их тут было, и все, кого называли Иналы фырттае, всех, кого смогли, они истребили. Одна только была невестка у нас Мулдарова, которую они увели с собой на равнину, и спустя какое-то время оказалось, что она беременна, сразу этого не было видно. Время проходит, уже вот-вот появится ребенок, и она понимает, что его убьют скорей всего, особенно, если мальчик родится, и она сбежала от них. Как добиралась, не знаю, в общем какой-то пастух ей помог, спас и ее и ребенка. Мальчика назвали Дудар, и они поселились в башне Инала, это по дороге между Редантом и Чми.
Какое-то время они там пожили, и как он подрос, мать говорит ему, надо нам поближе к людям перебраться. В Чми было опасно, там никому они не могли доверять и решили пойти дальше в Джейрах.
Парень рос крепкий, сильный, выделялся среди сверстников, но, как это бывает, подшучивали над ним, что отца у него нет, и неизвестно откуда он, чего. Так что его называли Сылоны фырт, то есть рожденный от женщины. И сам он начал задаваться вопросом, как фамилия его, кто его предки и пришел к матери с этим вопросом, расскажи, говорит, кто я, откуда. Ну мать ему рассказала, что дом твой сожгли, родню убили, как было все рассказала ему.
А Мулдаровы тогда владели землями на равнине, тогда еще Владикавказа не было, все это были пастбища, озеро было там большое. И он спускался к ним, искал Мулдаровых среди них и убивал. У кабардинцев тогда был обычай носить серьгу в ухе, их уæздæттæ имели обычай такой. Он собирал эти серьги, а тела бросал в реку или в озеро. Так он собрал этих серег целую жмень, принес матери и спрашивает, достаточно ли собрал. Мать когда увидела, говорит, что ты наделал, какую беду привел к нам. А кабардинцы к тому времени уже начали искать, куда пропадает их молодежь, и кто-то видимо сказал, где и кого надо искать. Но как-то отбились от них.
Так он пожил в Джейрахе какое-то время, башню построил, два сына у него родились. Старший из них остался там, а младший вернулся в Чми. Жена первая у него была Мамсурова, потом он на кабардинке женился, или наоборот первая кабардинка была, этого я точно не помню, в общем, от него пошла наша ветвь, а те, что остались в Джейрахе, ассимилировались с ингушами. Там до сих пор несколько башен наших, 4 из них целые, остальные — развалины. Контакты мы поддерживаем в основном по свадебным и похоронным мероприятиям, они нас приглашают, мы их приглашаем. По количеству ингушей сейчас больше. Мы когда собираемся, нас бывает человек 50[мужчин], их только молодежи человек 350 можно собрать.
- Сами они такой же версии придерживаются?
- Я еще когда маленьким был, лет 11-12 мне тогда было, помню одного нашего родственника ингуша, Касполат звали его. Я был у них как-то в Реданте и помню, как к нему приехали несколько ингушей Дударовых, и они тогда говорили, что мы знаем, что предки наши были осетины,[мах арт цаеуы ирон адаемаей] и мы все осетины. Я сам лично это слышал. Это было тогда. А сейчас разговор уже другой, у них почему-то резко появилась другая версия. Как-то я с ними попробовал поспорить, но понял, что это бессмысленно и оставил, пусть каждый останется при своем мнении.
Сейчас уже многое утеряно. Старшие наши немного нам рассказывали, потому что в те времена об этом не говорили, репрессии были, гонения. Но то, что я вам говорю, это от них я получил. Был у нас такой Амырхан Дударов, лет 110 он прожил. Он очень любил детей и много чего нам рассказывал, и то, что я знаю, это лишь то, что успел запомнить.