쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Туризм » Мавзолей "Борга-Каш"


Мавзолей "Борга-Каш"

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

http://s61.radikal.ru/i172/1206/27/67b3abb9b7a5.jpg

Мавзолей Борга-Каш – это самый ранний из сохранившихся мусульманских памятников на территории Ингушетии. Подобных памятников на территории России на сегодняшний день больше не сохранилось.

Мавзолей Борга-Каш является памятником истории и культуры федерального значения и находится под охраной государства.

Борга-Каш расположен на северо-западной окраине Плиевского муниципального округа г. Назрань, на левом берегу реки Сунжи, на склоне холма, являющегося отрогом Сунженского хребта (высота над уровнем моря 652 м), известного в Ингушетии как гора Шейха.

http://s019.radikal.ru/i619/1206/fc/302c2b39fbd1.jpg

Мавзолей представляет собой довольно правильный куб с полушарным куполом. Перед входом устроен стрельчатой формы притвор. Прямоугольный вход ведет в своеобразную крипту (подземный или полуподземный склеп, предназначенный для захоронения знатного человека), увенчанную сферой купола и украшенную сдвоенными пилястрами и стрельчатыми арками. Размеры основания 4,1x5,6 м, высота 3,2 м. Стены и купол мавзолея сложены из плотного, тщательно обтесанного камня желтоватого цвета твердой породы. Кладка с точной пригонкой. Мавзолей состоит из двух камер - надземной и подземной. С одной стороны - портал со стрельчатой аркой, в глубине которой расположен невысокий вход (с обеих его сторон -рельефный орнамент в форме плетения, над ним - три рельефные арабские надписи), ведущий в помещение с гладкими стенами и куполом. В полу - овальное отверстие, служащее сообщением с надземной частью мавзолея, имеющей прямоугольное основание, полукруглый свод и четыре прямоугольных арки. В стене с восточной стороны расположена глубокая ниша.

Изнутри склеп был расписан: внизу шла желтая полоса с орнаментом, выше были нарисованы цветы, купол - белый, без росписи. Каменная плита, прикрывавшая отверстие подземной камеры, и каменное изголовье с арабской эпиграфикой не сохранились. Мавзолей построен в 1405-1406 гг. Над входом в мавзолей сохранились три надписи на арабском языке: "Восемьсот восьмой год", "Бексултан сын Худайнада" и "Да будет постройка свободна от (всего) дурного!". 808 год Хиджры соответствует времени с 29 июня 1405 года по 17 июня 1406 года.

http://i053.radikal.ru/1206/48/2548910208ee.jpg

Исследователи связывают происхождение мавзолея Борга-Каш с тюркскими племенами - борганами и ногайцами.

За 600 лет, прошедших со времени возникновения мавзолея, Борга-Каш хорошо сохранился. Хотя не раз он подвергался разграблению. Бытовали и рассказы о хранившемся якобы под склепом кладе, в поисках которого неоднократно совершались хищнические раскопки. Окончательно Борга-Каш был разграблен в последней трети XIX в.: в 1876 г. мумифицированное тело было вывезено в Москву, а в 80-х гг. владикавказские молокане, не найдя сокровищ, вылили в подземелье бочонок нефти и подожгли мавзолей.

Ингуши во все времена очень бережно относились к мавзолею. Мавзолей тщательно оберегался: по инициативе местных жителей в 10-е гг. XX в. были проведены реставрационные работы (цементирование вокруг кровли, пола арки и надземной камеры; окраска внешних стен в голубоватый цвет).

В период выселения ингушей, в 1944-1957 гг., когда уничтожалось все, что напоминало об ингушах (разрушались кладбища, взрывались башни, солнечные могильники и святилища в горах, уничтожались книги, картины и т.д.), мавзолей не тронули, т.к. считалось, что он не имеет отношения к ингушам и к ингушской истории.

В настоящее время местные жители ухаживают за мавзолеем, время от времени производят побелку и покраску его стен, ухаживают за территорией вблизи памятника.

В непосредственной близи от мавзолея также находятся с десяток, так называемых, "кабардинских" курганов конца XVI-XVII вв. - времени, когда в Назрановской долине господствовали кабардинцы, мигрировавшие на эту территорию с Северо-Западного Кавказа во второй половине XVI в.

0

2

http://s5.uploads.ru/glMas.jpg

Подробный репортажhttp://timag82.livejournal.com/189408.html

0

3

Штедер обследовал мавзолей в 1781 году

На ее юго-восточной вершине находится так называемая Брагунка-кечана, или «могила нетлеющего тела». Над могильным сводом стоит четырехугольное продолговатое строение из гладкого тесаного камня в 3 сажени длиной и в 1,5 высотой; вследствие прочности постройки она мало пострадала от времени. Купол построен из такого же камня и имеет два наклонных отверстия для освещения. Подобные сооружения несколько раз попадались мне в степи далеко от линии в разрушенном состоянии; местные предания называют их калмыцкими молитвенными домами.

У входа в ущелье стоят три камня с арабскими надписями; на одном из них написана фамилия, на другом дата, на третьем фраза из Корана.

Устное сообщение, которое я получил об этом погребении, производит впечатление сказоч­ности. Внутри него в четырех углах стоят горящие светильники, из-за дыма которых, идущего через отверстия, оно прекрасно видно русским лазутчикам. В центре площадки было неболь­шое круглое отверстие, через которое я спустился в погребение. Я подошел к трупу, который лежал у входа на обвалившейся земле. Кроме запаха в могиле ничего не было заметно. Из-за темноты я приказал принести светильник и нашел труп лежащим в направлении строго с запада на восток на по большей части сгнивших дубовых досках. Возле головы и ног лежали узкие мостки. На самой дальней южной стороне я нашел еще один хорошо сохранившийся труп, плотно завернутый во множество толстых полусгнивших шелковых тканей. Он лежал на спине с иссохшими и крест-на-крест сложенными руками. Тело было совершенно разложившееся, или точнее, только с кожей, обтягивавшей скелет женской фигуры. Напротив, на северной стороне, лежал мужской труп. Между ними лежали еще другие трупы, которые я из-за насыпанной на них земли не смог хорошо рассмотреть.

В восточной каменной стене было четыреугольное отверстие, где в позе бегущих стояли высохшие фигуры борзой собаки и зайца. Я приказал вынести их на свет и обнаружил, что они без волос, а у зайца отрезана половина уха; других повреждений не было. Предание о том, что преследуемый заяц хотел спастись в отверстии гробницы, а собака последовала за ним, и таким образом оба, как и другие трупы, сохранились в целости благодаря ветру, тем неправдоподобнее, что голодный пес так и не смог догнать раненого зайца.

0

4

Как добраться В мавзолей из Казахстана?

0

5

Дари написал(а):

Как добраться В мавзолей из Казахстана?


Приехать в республику Ингушетия, взять такси до селения Плиево и всё.

0

6

"В нескольких верстах от северной стороны ручья Назран, который впадает
с западной стороны в Сунджу, приблизительно в 130 верстах выше от ее устья,
в нескольких верстах от западного берега Сунджи находится на значительном
и свободном холме погребение.
Строение шестиугольное, каждая сторона шириною в сажень; крыша 
сводчатая. На южной стороне есть вход шириной около трех футов, но не 
полностью в человеческий рост; по сторонам входа выступают стены шириной более
чем в один фуг, чтобы не попадал свет внутрь. Внутренний диаметр этого 
строения приблизительно в две сажени. Под ровным полом находится подземный
свод размером с верхнее строение и около 7 футов глубиною. К этому подвалу
ведет находящееся в центре пола круглое отверстие, около 3 футов в ширину,
края которого наклонно сходят внутрь, вероятно, для того, чтобы вместить
сделанный по этому отверстию для прикрытия камень, которого, однако, 
сейчас не было. Строение возведено из плитняка с очень прочной известью и 
построено очень правильно по угломеру. Над входом были высечены в камне
литеры в три строчки в. Шрифт арабский, и [надпись] гласит в переводе 
приблизительно так: «Обиталище Малахарии Санаби Имарет; сегодня ты, завтра
мы*; писец этого был Али-Султан. В этом склепе я нашел 6 трупов, лежащих
один возле другого, и казалось, что среди них есть еще столько же. Тела 
лежали в гробах, состоящих из пяти гладких дубовых досок, а именно — одна
доска внизу, две перпендикулярно по сторонам и две сверху, расположенные
наклонно друг против друга, оба конца смыкали пятиугольные дощечки. Тела
лежали на спине, головами обращенные на восток, почти все они были не
тронуты временем; некоторые были целыми, у других были вырваны ноги и
руки из суставов. Они все были завернуты в саваны, настоящий покрой которых
невозможно, однако, было определить. Но все же можно было ясно увидеть, что 
одеяние начиналось от головы или не закрывало голову и свободно свисало на
ноги. Некоторые одеяния были изготовлены из хлопчатобумажной белой ткани,
ткань в некоторых случаях была тонкой, другие были изготовлены из шелковых
тканей, из них одно (одеяние] было полностью желтым и другое, красное, было
украшено пестрыми и золотыми цветами. Часть тел принадлежала мужскому
полу, часть — женскому. Рядом с этими телами лежал также высохший, но не
истлевший заяц, шерсти на этом животном не было, так же как и волос у 
людей. Вероятно, это животное скрылось в этот склеп, убегая от преследований
охотников или хищников; здесь оно сдохло от голода. Мне рассказали еще до
того, как я попал в этот склеп, чтобы придать всему делу весьма диковинную
окраску, что внутри находятся высохшие в естественных позах заяц, охотник и
борзая. Зайца я нашел, охотника тоже со всем охотничьим обществом, но 
борзую я не заметил. Я сомневаюсь также, что она когда-то была внутри вместе с
зайцем, потому что она, вероятно, его съела бы прежде, чем он погиб бы от 
голода. Суеверие, может быть, очень склонно к тому, чтобы провозгласить эту 
нетленную семью святой, если бы не было смешно принять и зайца в число 
святых, который с данной семьей имеет равное право на это. Из присущего 
народам здешней местности сухопарого телосложения, возвышенной местности,
сухости кремнеземной почвы и жаркого воздуха, наблюдаемого в этом климате,
естествоиспытатель извлечет достаточно причин, которые [объяснят, что] 
препятствует гниению этих тел и способствует их сохранению без чудес. Нет 
никакого предания о том времени, когда был выстроен этот склеп, также и о 
лежащем вокруг народе. Они не магометане, так как последних не хоронят в гробах,
а кладут на лежащую наклонно доску, их заворачивают только в белые ткани и
ни во что другое; их погребальным одеянием является полностью зашитый 
мешок, который крепко завязывается в головах и под подошвами ног. Все это
выглядит у данных трупов совершенно по-другому. Таким образом, кажется, что
они были христианами. Надписи между тем полуарабские; таким образом, я
считаю, что это фамильное погребение князя Али Султана, который ко времени
царя Ивана Васильевича в XVI веке завоевал Кабарду и большей частью 
обратился к греческой церкви, вместе с тем, он мог стать христианином.
В местности, где находится это " - Иоган Антон Гюльденштедт. 1770-й год. Оччень добрый христианин)))

0

7

Блин, чёрт, господи. Пытаюсь вставить текст из книги Бларамберга, не получается. Примерно такой же смысл, с таким же скептическим подходом доброго христианина.

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Туризм » Мавзолей "Борга-Каш"